Энциклопедия
Борисов Александр Алексеевич
(1866-1934) — русский художник

Борисов Александр Алексеевич (1866-1934) —художник, писатель, путешественник, исследователь полярного Севера.

Пейзажи Борисова стали открытием для целого поколения его современников. Именно, его глазами зрители увидели девственную природу Арктики в красках сурового авторского стиля.

А. А. Борисов родился в 1866 году в семье крестьянина в небольшой деревеньке Глубокий Ручей (Вологодская губерния). В то время, когда нужно было осваивать профессию, Александра отдали в иконописную мастерскую, где он, молодой шестнадцатилетний юноша, служил подмастерьем в Соловецком монастыре, шлифовал, грунтовал и олифил доски, растирал краски, а также делал списки с икон, осваивая новое для себя мастерство. Талант юноши проявлялся не только в усердии, которое отличает послушника, но и в мастерстве рисунка.

Работы Борисова попали на глаза президенту АХ, Великому князю Владимиру Александровичу, когда он вместе с коллекционером А. А.Боголюбовым посещали монастырь. Судьба юноши была решена, он стал студентом одного из знатнейших вузов – Императорской Академии художеств (1888 - 1892). А. Борисов был учеником И. Шишкина и А. Куинджи, получил за годы обучения несколько поощрительных премий две малые и одну серебряные медали. 

В историю русского искусства Александр Борисов вошел как автор северных пейзажей, которые он создавал в путешествиях в арктических широтах, там где множество мелководных морей и вековая мерзлота. 

Первое его путешествие состоялось в 1894 году, когда он, сопровождая С. Ю. Витте на пароходе «Ломоносов» делал путевые зарисовки вдоль мурманского побережья, дошел до Ледовитого океана, покрытого дрейфующими льдами. Из поездки он привез около ста пятидесяти этюдов и показал их на академической выставке в 1897 году.

Выставка была с восторгом принята коллегами и критикой. Работы высоко оценил И. Е. Репин, говорил об мастерстве автора, о необычайной близости к натуре и «правдивости». Павел Третьяков купил с выставки насколько картин для своей коллекции.

Борисов мечтал о собственном путешествии, и в 1900 году он отправился в экспедицию покорять Новую Землю. С командой своих верных спутников Александр Алексеевич обследовал побережье острова, записывал результаты наблюдений на карту, вел путевой дневник и делал многочисленные зарисовки. Бухтам, мысам, горным вершинам исследователи давали имена известных ученых и художников. Работать в условиях вечной мерзлоты было непросто, но впечатления от созерцания северной красоты потрясали настолько, что Борисов забывал о холоде. Он учился работать быстро, так, чтобы краски не успели замерзнуть. Стремился схватить самое главное – цвет, передать который надо было мгновенно и точно. Детали доводил уже потом, по памяти, сидя в юрте.

После завершения экспедиции и возвращения домой у Борисова наступил новый этап работы. Эскизного материала набиралось много, впечатлений от пережитого и увиденного было еще больше. На основе рабочего материала художник создал несколько монументальных полотен. В течение нескольких лет Борисов показывал свои картины на весенних выставках в Петербурге, в 1902 году повез экспозицию в Австрию. Успех проекта был грандиозным, художника пригласили в Европу. Он показал свои работы в городах Германии, Франции, Англии, получил множество восторженных откликов.

Борисов делился своими впечатлениями не только через картины, эскизы и рисунки, он написал много очерков, в которых с большим талантом рассказчика поведал о природе и животных, о местных жителях и своих открытиях. Картина «Весенняя полярная ночь», написанная в 1897 году, находится сейчас в экспозиции Третьяковской галереи. Работа покоряет цельностью композиции и выразительностью колористического решения. В этом произведени перед нами раскрывается великолепный пейзаж морской бухты, закованной во льды, на котором уютно расположились тюлени. Пробивающийся сквозь свинцовые тучи свет озаряет все вокруг розовым сиянием, от которого светится и поблескивает лед.

Другая работа – «В области вечного льда» (1897) представляет нам экспозицию из айсбергов, плывущих по темной воде. Нависающие над морем свинцовые тучи блестяще передают атмосферу эмоционального драматизма. Цветовой контраст усилен композиционным ритмом. Борисов писал удивительно красивые закаты, пылающие на его полотнах удивительными красками. Пейзажи Борисова привлекают внимание разнообразием тем и художественных мотивов. Его картины рассказывают и о жителях крайнего Севера: «Становище. Малые Карамкулы. Маточкин шар», «Мальчик-ненец на санях», «В ожидании морского зверя».

Не остался без внимания художника и животный мир, ставший частью природы сурового края. Борисов с интересом исследователя изучал повадки северных оленей, медведей, моржей и птиц. Образы, созданные художником необычайно выразительны, их изображение пронизано любовью и трепетом, который он испытывал, любуясь этими бесстрашными обитателями сурового климата. Изображение животных стало великолепным дополнением его живописных натурных работ. А. Борисов совершал поездки на Север неоднократно, он возвращался в те места, где уже был, а также исследовал новые земли, черпая вдохновение у природы. Он писал пейзажи Мурманска и живописные побережья Карского моря, каждый раз находя в суровой красоте натуры неповторимые образы. В пейзажах Борисова есть и точное воспроизведение натуры, доля романтики и незабываемое лирическое настронние.


Творчество Александра Борисова уникально, работы представляют огромную историческую и художественную ценность. Произведения художника хранятся в многочисленных музеях и частных собраниях, репродуцируются в книгах по истории русского севера, иллюстрируют рассказы путешественников.