Энциклопедия
Бродский Исаак Израилевич
(1983-1939) –  советский живописец

Бродский Исаак Израилевич (1983-1939) – видный советский живописец, график, портретист, автор лирических пейзажей, профессор живописи, педагог, директор АХ, заслуженный деятель искусств.

Бродский Исаак Израилевич, художник

Творчество И. И. Бродского представляет сегодня особенный интерес, вызванный стремлением овладеть истинным художественным мастерством и профессиональным искусством живописи. В его художественной манере и авторской методике есть много классических приемов, основанных на твердом рисунке, знаниях законов перспективы и композиции.
Как художник Исаак Израилевич сложился довольно рано. Интерес к живописи в детском возрасте привел его в Одесское художественное училище, а затем и в стены Академии Художеств. В знаменитой Академии преподавательский состав был одним из самых сильных, а система художественного образования – безупречной. И. Бродскому невероятно повезло, он стал любимым учеником И. Е. Репина, и долгие годы был с ним дружен. Взаимопонимание между учеником и учителем стало залогом профессионального роста юного художника. Благодаря Репину, Бродский стал замечательным портретистом, продолжив в русском искусстве великолепную традицию создавать образы своего времени. Исаак Израилевич работал во всех художественных жанрах, включая и пейзаж, и сюжетные композиции, делал сатирические рисунки, оформлял книги и журналы.


Пребывание И.И.Бродского за границей пошло на пользу его художественного кругозора. Окунувшись в современную жизнь Франции, Испании, Австрии, Германии и Италии, художник получил новые яркие впечатления и колоссальный творческий опыт. Имея твердую социальную позицию и жажду активной деятельности, Бродский жил и работал, всецело осязая дух времени. Его решительный шаг от искусства старых мастеров к реализму был сделан осознанно. И то, что И.И. Бродский писал заказные портреты вождей, и то, что стал автором знаменитой ленинианы, нисколько не умоляет его достоинств как живописца, наоборот, притягивает все больше исследователей, документалистов, историков и ценителей профессионального искусства.
Его творчество настолько многогранно, что каждый зритель найдет в этом богатом наследии близкие и любимые для себя произведения.

Ранний дореволюционный период творчества был связан с искусством символизма и модерна. Особенно ярко это отразилось в портретах жены художника. Портрет жены художника «На террасе», погружающий нас в эпоху XIX века, очень близок к эстетике мирискусников. Портрет все той же героини Любови Макаровны в желтой яркой шали, восхищает декоративностью и связью с традициями русского модерна. Неизбежность сравнительного анализа в этом случае, заставляет нас вспомнить кустодиевских купчих, таких же нарядных и жизнерадостных. Зритель буквально прикован к цветущему образу девушки, то восхищаясь выразительным профилем, то любуясь пышной гирляндой ярких цветов, стелящейся по полю желтой шали.
Большая картина «Италия» (1911), воспринимается как декоративное панно, подобное тем, которые делал М. Врубель к нижегородским выставкам. Стремление к символизму, к созданию сказочных, поэтичных образов было созвучно творческим поискам того времени. «Автопортрет с дочерью» того же года, возможно, был написан после плодотворного погружения в искусство Италии. Изучение творчества мастеров Ренессанса было благотворным для всех тех, кто к нему хоть раз прикасался. У этих великих мастеров учились все, и равнодушных к их достижениям найти было трудно.


Бродский пережил и переосмыслил опыт художников Возрождения, выстроив свою проекцию общения со знаменитыми гениями. Почти в это же время Бродский создает множество традиционных лирических пейзажей. Как истинный ученик И.Репина, Бродский не принял искусства авангарда, его не вдохновило творчество П. Пикассо и А. Матисса. Он всегда занимал эту проверенную позицию верности натуре и реалистическому изображению действительности.


После октябрьской революции 1917 года, в творчестве И. Бродского произошли перемены идейного уровня. Он перешел в лагерь официального искусства, стал писать портреты лидеров новой власти. В 1917 году он пишет портрет А. Ф. Керенского, в форме боевого комиссара. Художник великолепно передал характер модели, открытое спокойное лицо. Большое место в творчестве Бродского занимает изображение вождя пролетариата.
В картине «Ленин и манифестация» (1919) есть некоторая доля символизма, которая проявляется уже в композиции. Ленин изображен на фоне багрового стяга, левый верхний край которого приспущен, обнажая фрагмент уличной манифестации с большим скоплением народа. В.И. Ленин на фоне Смольного, на фоне осеннего пейзажа, представлен в длинном пальто и кепке, в характерной для него позе. Есть в этом образе особая монументальность, торжественность и величие.
Самый памятный сюжет из ленинианы Бродского – "В. И. Ленин в Смольном". Портрет скорее камерный, чем парадный: скромная обстановка кабинета, кресла окутанные в белые чехлы, фигура вождя, пишущего какой-то текст, по привычке на коленке. Этот образ часто репродуцировался, мы видели его и на страницах своих школьных учебников в детстве. Сейчас отношение к событиям 1917 года уже другие, образ В.И. Ленина давно упразднен, и ,тем не менее, портрет кисти Бродского - пример выдающегося мастерства. И.И. Бродский был всегда рядом с властью. Он дружил с руководством страны, был вхож на закрытые мероприятия. На смену портретов Керенского и Ульянова, пришли изображения И. В. Сталина, которые отличались парадностью и особой патетикой. Роль и ответственность художника была очень важна. Изобразить правдиво, документально, точно и в отличном ракурсе. Ключевую роль в этом играла продуманная композиция, и выразительное цветовое решение. И. Бродский всегда блестяще справлялся с этой задачей, и создал полную иконографию советских вождей.
{advt}
Большая заслуга Бродского была в том, что он возродил систему образования в АХ, которая после революции пришла в упадок. Став директором знаменитого Российского вуза, он бережно восстановил традиции и вернул деятельность Академии в прежнее русло.