Энциклопедия
Чарльз Вальтон
французский скульптор-анималист

Чарльз Вальтон (1851-1918) – французский скульптор-анималист, автор выразительных по пластике скульптур, выполненных в реалистической традиции.

Чарльз Вальтон, скульптор

Ч. Вальтон родился в 1851 году в Париже, был учеником знаменитых французских скульпторов, основателей школы анималистической пластики Антуана Луи Бари (Antoine Louis Barye, 1796-1875) и Эммануэля Фремье (Emmanuel Fremiet, 1824-1910). Так же, как и его учителя, Вальтон смотрел на окружающий мир сквозь призму характерного для всех романтиков драматического восприятия.

Талантливый юноша с пятнадцати лет посещал Парижский Зоологический сад, наблюдая за его питомцами, изучая их повадки, делая многочисленные зарисовки животных и птиц. В 1868 году Чарльз Вальтон впервые представил свои модели в гипсе и бронзе на Парижском Салоне и вплоть до 1914 года был его постоянным экспонентом. В 1883 году был удостоен звания профессора скульптуры школы Жермена Пилона. В 1906 году Вальтон за выдающиеся художественные достижения был награждён орденом Почётного легиона.

В своих произведениях скульптор часто прибегал к соединению различных материалов, удачно комбинируя бронзу с ониксом и костью. Произведения Вальтона, созданные с применением модной в то время и достаточно дорогостоящей хризэлефантинной техники, пользовались особой популярностью. Персонажами скульптурных изображений Вальтона обыкновенно являлись собаки, кабаны, львы и львицы. Знатокам западноевропейской бронзы известна композиция «Раненная львица» (La Lionne Blessee), полная трагического драматизма: скульптура довольно реалистично изображает раненное стрелой животное. Известно, что этот сюжет неоднократно повторялся в работах французских скульпторов-анималистов. Модели скульптора отливались во многих бронзолитейных мастерских Франции, в том числе, на знаменитом бронзолитейном предприятии Фердинанда Барбедьенна (Ferdinand Barbedienne, 1810-1892), занимавшем лидирующее место в производстве высокохудожественной бронзы. Камерные модели Вальтона исполнялись в фарфоре на знаменитой Севрской мануфактуре.

Одной из популярных моделей Чарльза Вальтона, выполненной и в фарфоре, и в бронзе, стала фигура сторожевой собаки на цепи, изображающей бордоского дога. Композиция была задумана в характерной для мастера реалистической манере. Динамичная поза собаки, необычайная экспрессия подмеченного автором момента сочетается здесь с выразительной пластикой и точностью переданных деталей. В самом названии композиции «Держись подальше», которое мы читаем на табличке, звучит предупреждение. Автор намерено усиливает эмоциональный накал происходящего, чтобы заострить драматические нотки.

Работы Чарльза Вальтона отличаются мастерством исполнения и цельностью замысла, являются ярким примером европейского декоративно-прикладного искусства конца XIX века, хранятся во многих музеях и частных коллекциях.