Чехонин Сергей Васильевич (1878-1937) – талантливый художник, график, мастер декоративно- прикладного искусства, основоположник агитационного фарфора. Чехонин был человеком необычайно деятельным, членствовал в Коллегии изобразительного искусства Наркомпроса, стал одним из авторов знаменитой символики молодого Советского государства, и проекта первого советского серебряного рубля, он возраждал традиции русской финифти и долгие годы возглавлял художественную часть ГФЗ. Художник принимал участие в выставках «Мира искусства» и был одним из приверженцев петербургского стиля, сохранивший в своем творчестве его яркие черты.
С. В. Чехонин родился в 1878 году в Тверской губернии в селе Лыкошино в семье железнодорожника и с ранних лет занимался трудовой деятельностью, но проявившийся в детстве художественные таланты и интерес к искусству заставил задуматься о творческой профессии. Городом, где мечтал учиться юноша был Петербург. С 1896 года Сергей учился в школе при Обществе Поощрения Художеств, затем в школе М. К. Тенишевой и в мастерской И. Е.Репина, самостоятельно изучал искусство керамических промыслов и особенности технологий, начал свою художественную деятельность как керамист, совершенствуя свои навыки в мастерских Абрамцева. Он участвовал в монументально-декоративных работах в гостинице «Метрополь» в Москве.
С. Чехонин, как и все «мирискуссники» занимался книжной графикой и был в этом деле непревзойденным мастером. Его изображения отличались изысканностью, конструктивностью и архитектоничностью. В своем бережном отношении к искусству прошлых столетий, он продолжил традиции М. Добужинского, К. Сомова, А. Бенуа. Лаконичный, торжественный, ясно очерченный стиль графики Чехотина критик А. Эфрос называл «советским ампиром». Художника вдохновляла строгая красота Петербурга, с его стройной архитектурой и величественностью скульптурных композиций. Чехонин умел довести каждый свой образ до совершенства, добивался единства замысла и выразительности изображения. Художник великолепно знал европейское и русское искусство, был знаком с образцами Византийской живописи и Японской графики. Больше всего художник тяготел к традициям народного творчества, с которым он вдохновился еще в мастерской Тенишевой. Своим искусством он утверждал свой декоративный стиль, а не импровизировал на свободные темы.
1910 –е годы начало расцвета творчества Чехонина, которое достигло своего апогея в 1920 годы. В 1913-1917 годах художник руководил школой росписи по финифти в Ростове Ярославской области. Он поставил перед собой цель - возродить истинно русскую финифть, вернулся к традиционным растительным орнаментам, ярким краскам, обновил многие технологические процессы. Свой талант мастера живописи в полную силу Чехонин раскрыл в искусстве фарфора. Его декоративно-пластические искания предреволюционного периода получили блестящее развитие.
С 1918 года Чехонин становится художественным руководителем Государственного Фарфорового завода, создает замечательные и разнообразные образцы росписи продукции, отличающиеся изяществом декоративно- орнаментального решения и яркостью красок. Чехонин набирает новых талантливых мастеров, среди которых намечается круг его единомышленников, а также создает план развития производства, в котором намечается единство стилей и стремление к высокой художественности. Знаменитые произведения Чехонина, выполненные в фарфоре, стилистически делятся на три группы. Для ранних работ характерны фигуративные изображения, следующую группу предметов отличает обилие растительного орнамента, живописность, активность цвета, наконец, последняя группа вещей была исполнена в графической манере. Излюбленным элементом его произведений стали ампирные гирлянды, стилизованный шрифт и элементы советской символики: серп и молот, колосья пшеницы. К известным работам этого периода относится блюдо "РСФСР", тарелка "Кубистическая с молотом", блюдо "Царствию рабочих и крестьян не будет конца". Произведения ГФЗ Чехонинского периода представлялись на международных выставках, завоевывали премии и поклонников с европейской стороны, а многие из предметов вызывали настоящую сенсацию.
В конце 1920-ых годов Чехонин покидает Россию и живет в Париже. В Европе он так же востребован, как и на родине, художник занимается книжной и журнальной графикой, работает в области декоративно- традиционного творчества, преподает. Творчество С. В. Чехонина уникально своим оригинальным стилем и многогранность. Для ЛФЗ его личность легендарна, для мира искусства – бесценна.