Энциклопедия
Чешский Эмиль
(1862-1929) – австрийский художник

Чешский Эмиль  (1862-1929) – австрийский художник, портретист, автор лирических пейзажей и аллегорических композиций, член союза А. Дюрера и член Чешской ассоциации художников.

Соединив в своем творчестве традиции классической школы живописи и новизну современных тенденций, Эмиль Чешский стал ярким представителем стиля модерн Оригинальный вариант искусства Модерна, который подарили миру австрийские мастера, был не похож на стилистику французского Арт-нуво или немецкого Югендстиля, отличался и от русского модерна. Уникальные предметы прикладного искусства, мебель и живопись, рубежа XIX-XX веков, уже сами по себе, свидетельствуют о богатейшем наследии венской культуры и о талантливом поколении авторов. Известно, что венский модерн складывался под влиянием, как английского, так и восточного искусства, став гармоничным синтезом символического и изобразительного начала.

Эмиль Чешский был ярким представителем этого направления, раскрывшего множество жанровых тем, создавшего галерею выразительных образов.

Эмиль родился в живописном местечке Горни Длоуга Лоучка (Чехия) в 1862 году в многодетной семье потомственного пивовара, с ранних лет проявлял интерес к рисованию. Природа и старинные замки, окружавшие мальчика, повлияли на развитие образного мышления и художественного восприятия окружающего мира.

Несмотря на то, что Эмиль был последним десятым ребенком в семье, к его художественным способностям родители отнеслись с большим вниманием и отправили учиться в Вену в частную художественную школу. В восемнадцать лет Эмиль поступил в знаменитую венскую школу искусств и ремесел и стал учеником М. Ризера, А. Гролла. После окончания обучения он несколько лет был связан со школой, работал под руководством монументального живописца Эдуарда Вейса, вместе с которым они оформляли фойе и делали занавес в одном из местных венских музыкальных театров. Эмиль полностью занимался отделкой интерьеров театра в Любляне, где уже совсем явно прослеживается плодотворный итог ученичества. Эдуард Вейс оказал на молодого художника большое влияние, на практике показал как работают законы перспективной живописи. В ранних работах Эмиля Чешского прослеживается стиль символизма, стремление к созданию сказочных образов и аллегорических персонажей. Во время учебы и в последующие годы. Эмиль много путешествовал, открывая для себя новые страны и города. Он с интересом изучал мир природы и растений, совершенствуя свое живописное мастерство.

К 1890 году он стал одним из известных живописцев Вены, писал портреты, пейзажи и жанровые картины на заказ, открыл собственный салон-мастерскую. Среди его пейзажей можно встретить изображения церквей, городские виды, роботы написанные в путешествиях или по впечатлениям о них.

Среди жанровых картин встречаются сюжеты из монашеской жизни, а также аллегории на темы весны, лета, плодородия. Портретный жанр так востребованный в то время был самым любимым в творчестве. Эмиль пишет миловидные женские портреты: «Девушка с распущенными волосами» (1887), «Молодая девушка» (1914), «Портрет молодой девушки с античной вазой». Образы его персонажей одухотворены, и зритель не сразу узнает черты современниц автора, принимая изображенных за мифических героинь. Несмотря на явную связь с искусством прошлых столетий, женские образы Эмиля Чешского исполнены в стилистике модерна. Колорит картин становится более насыщенным, а игра цветовых пятен - более активной. Быть может это новый взгляд на античность, воспевающую как им Модерн гармонию и женскую грацию.

Интересны эксперименты Эмиля на поприще импрессионизма, которые читаются в одном известном и трогательном произведении «Дети в цветочном поле» (1913). В картине «Летний день» 1913 художнику удалось передать живость натуры, игру бликов и теней, наполненность среды светом и воздухом. Эмиль Чешский всегда много путешествовал и участвовал во многих европейских выставках.

{advt}

После первой мировой войны он вернулся на Родину, поселился в унаследованном от брата доме, где сделал себе мастерскую и студию, куда приглашал гостей и поклонников его творчества. Последние годы писал пейзажи, овеянные духом романтизма.

Картины Э. Чешского представлены в европейских музеях, а так же хранятся в частных коллекциях.