Сальвадор Дали (1904-1989) - один из прославленных гениев ХХ века, испанский художник, талантливый писатель и режиссер, один из ярких представителей сюрреализма.
Его живописные, графические работы, фотографии и скульптура всюду вызывали резонанс. Искусство Дали вызвало массу самых противоречивых мнений - от бурного восторга до полного неприятия. Шокировать публику – вот одна из главных задач его смелого творчества.
Сальвадор Дали родился в 1904 году, в Фигерасе (Испания) в семье нотариуса. Он с детства отличался своенравным характером, слыл непредсказуемым, капризным и неуправляемым ребенком. Сальвадор испытывал невероятные трудности общения со сверстниками. Когда не получалось дружить и находить общий язык со друзьями, Дали вел себя вызывающе. С родителями у Дали тоже часто случались конфликты. Отец и мать с трудом выдерживали его эксцентричные выходки.
Профессиональная деятельность в искусстве была новаторски эпатажной. В 1914-1918 годах Сальвадор посещал Академию братьев ордена маристов в Фигерасе, а в 1921 году поступил в Академию Сан-Фернандо. Представленный тогда на суд жюри рисунок был высоко оценен преподавателями Академии. Студенческая жизнь закрутила Дали в водоворот событий. У него появилось много творческих знакомых, он стал подчеркнуто щегольски одеваться, увлекся книгами становящимся попуярным Зигмунда Фрейда. Его личность стала раскрываться в каком-то неожиданном даже для него самого ключе, когда он почувствовал внутреннюю свободу. Осознанное чувство протеста не могло ужиться с последовательным постижением консервативных дисциплин. Дали периодически одолевал «дух противоречия», который, наконец-то, выбил его из классической колеи. Его выгнали из Академии за дерзкое поведение. Дали, похоже, и не расстроился из-за этого.
Он стал знакомиться с новыми течениями в искусстве – кубизмом и дадаизмом, приехал в Париж и познакомился там с Пабло Пикассо. В работах этого периода чувствовалось дыхание великого кубиста. Но Сальвадор старался избежать любого влияния на свое творчество и искал свой стиль самовыражения. И вскоре нашел его, став самой одиозной фигурой художественного мира. 1929 год стал знаменательным для Дали. Он сближается с сюрреалистами, объединившимися вокруг Андре Бретона, встречает свою будущую жену Галу, ставшую его вечной музой, и, наконец, снимает совместно с Бунюэлем фильм «Андалузский пёс».
Известность к Дали пришла в начале 1930-х годов. Идеи и образы стали единым целым, воплощение их на холстах и бумаге будоражило откровенностью тем смерти, тления и сексуальных переживаний. Смесь фантастических, мифических персонажей в одной плоскости поражали реалистичностью изображений, выходивших порой за рамки приличий. К болезненной фантазии Дали и к его неадекватному восприятию действительности примешивались переосмысление учений Зигмунда Фрейда. Это давало ту самую гремучую смесь художественной выразительности и непревзойденного по смелости эпатажа, которые взрывали умы консерваторов. То был настоящий протест системе как таковой. Искусство Сальвадора Дали вне правил и вне философий.