Энциклопедия
Данько Наталья Яковлевна
знаменитый скульптор-керамист

Данько Наталья Яковлевна (1892-1942) – знаменитый скульптор, керамист, раскрывшая свой талант в искусстве фарфора. Данько стала одним из легендарных мастеров ЛФЗ, автором более трехсот фигурок, композиций и скульптур различной тематики. Она была одним из основоположников агитационного фарфора. У художницы всегда был яркий узнаваемый стиль работ, в которых получал развитие ее легкий юмор, выдумка, тонкое чувство цвета и мастерство. Данько экспонент  многочисленных российских и международных выставок декоративно- прикладного искусства, где ее работы были отмечены высокими и заслужеными наградами и премиями.

 Данько Наталья Яковлевна, скульптор

Н.Данько родилась в 1892 году в Тифлисе в семье, где очень интересовались искусством. В 1900—1902 училась в Строгановском художественном училище, куда ее приняли за исключительный талант. Потом были частные студии, и наконец, с 1906 по 1908 годы занималась в школе  художественного мастерства в Вильно. Пожалуй, самым плодотворным периодом ученичества стали 1908—1909 годы, когда она увлеклась творческим процессом под руководством Л. В. Шервуда и В. В. Кузнецова в их в петербургских мастерских, а потом работала совместно с В. А. Щуко, И. А. Фоминым над оформлением фасадов, строящихся особняков в Петербурге.

С 1914 года Н. Я. Данько с большим энтузиазмом работает в скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода, куда она приходит вместе со своим учителем и наставником В. В. Кузнецовым. Для Данько это новый этап творчества, который совпал с новым периодом развития завода, национализированного после 1917 года и служил идеям молодого советского государства в осуществлении "ленинских планов".

Для раннего периода творчества Данько был характерен монументально- декоративный строй произведений, а так же заметно влияние таких мастеров, как К. Сомов и Кузнецов. Она создавала предметы мелкой пластики, и, переосмысливая традиции модерна, стремилась к выразительности своего художественного языка. Из ее ранних работ особенно известны скульптура «Хоровод» из композиции «Жатва» по рисунку Лансере и «Дама с попугаем Какаду».

Талант Натальи Данько начал раскрываться после революции, когда она в  1917- 1919 годы возглавила скульптурную мастерскую завода и стала одной из первых думать о развитии фарфоровой скульптуры в России. Она принадлежала к поколению художников-патриотов, с воодушевлением смотрящих в будущее. Включившись в творческий марафон плана «монументальной пропаганды», она создает бюст «Н. И. Новиков» и барельеф, посвященный декабристам. Н. Данько стремится в своей мелкой пластике к разнообразию и правдивости сюжетов, которые несут сатирический, декоративный и лирический характер. Ее работы – это образы из жизни- «Милиционерка», «Матрос со знаменем», «Партизан в походе», «Мальчик с самолетом», «Женщина с покупками», ««Торговка яблоками и хулиган», "Женщина с тыквой", "Крестьянка с рыбой и газетой "Правда", "Футболист", «Баскетболистка», «Трусиха», «Алкоголик». Выразительность пластики фигурок дополнялась яркой декоративной росписью. Известно, что Наталья Данько часто работала в соавторстве со своей сестрой художницей Еленой. Их творческий союз был уникальным и плодотворным. Данько работала и с другими татантливыми живописцами завода, создавая уникальные предметы советского фарфора.


Со временем характеристики персонажей Данько становятся конкретней, а созданные портреты достигают особенной эмоционально-психологической остроты: «Шансонетка. НЭП», «Портрет Анны Ахматовой», «Вацлав Нижинский», «Пушкин за работой», часы «Узбечка с плодами». Работы отличаются цельностью и мастерством исполнения. В фигурках знаменитых актеров 1930-х годов, она передает не только блестящее внешнее сходство, но и сценический образ: «Балерина А. Павлова», « В. Э. Мейерхольд», знаменитая актриса З.Н. Райх в образе Маргариты Готье. В 1939 году Данько выполняет серию фигурок фарфоровых героев шекспировской «Двенадцатой ночи».

Самым знаменитым произведением 1940-х годов Н. Данько стала большая декоративная Кружка «Молоко» с ликом девушки в нарядном национальном кокошнике, расписанная художником А.В. Воробьевским. Кружка известна во многих живописных вариантах и имеет множество повторов, и почти всегда становится первым предметом в собрании начинающего коллекционера ЛФЗ.

Работы Н. Данько, выполненные в традициях русской керамики, имеют высоких художественный уровень и огромное коллекционное значение, находятся в крупнейших музеях и частных собраниях.