Энциклопедия
Деколь
«переводная картинка»

Деколь - это особая технология перенесения рисунка с бумажной основы на поверхность предмета из стекла, фарфора или фаянса посредством печати или оттиска.

                                                                                                             d4.jpg

В переводе с английского «деколь» означает «переводная картинка». Прежде всего - это отличный способ декорирования предметов прикладного искусства, когда целью процесса становится увеличение объёмов производства и тиражирование предметов с одним и тем же изображением. Тематика и сложность картинки разнообразна. От простого цветочного орнамента с постоянно повторяющимися элементами до фотографических пейзажей, портретов или натюрмортов.

Быстрота и точность нанесения рисунка не требует кропотливой работы мастера, который с кистью в руках создает неповторимый шедевр. У предметов, выполненных в технике «деколь» нет той уникальности, которая отличает произведения, расписанные вручную.

До середины XVIII века о способе оттиска рисунка на поверхность никто не слышал. Пока Симон Франсуа Равене французский гравер в 1750 году не заявил о своем открытие, которое можно даже сравнить с его творческим и научным экспериментом. Он всего на всего усовершенствовал способ гравировки фарфора, когда с помощью тонкой бумаги, раскалённых медных пластинок и основного рисунка или орнамента, наносилось одинаковое изображение. Для того, чтобы краска прочнее держалась на поверхности, ее предварительно покрывали тонким слоем лака, а потом закрепляли рисунок. Метод переноса рисунка назвали деколированием, а переводимый рисунок – деколью. По началу этот способ удешевлял стоимость фарфоровых изделий, хотя и не намного, так как сама технология была довольно трудоемкой, да и бумага – основной компонент процесса, не была дешевой, ее изготавливали вручную или привозили из Китая. Выигрывали лишь в скорости нанесения рисунка.

Вскоре после своего открытия, Франсуа Равене отправился в Англию и стал предлагать так называемую новейшую технологию «decalcuer», английским промышленникам. Фирма Sadlier & Green в Ливерпуле стала первым предприятием, на котором по этой новой технологии в 1756 году выпустили партию плиток с печатным рисунком. Введение этого эффективного метода произвело настоящий фурор в керамическом производстве. И то было не случайным всплеском эмоций, мастера поставили настоящий рекорд, украсив тысячу двести плиток за шесть часов, или три плитки в минуту. Технология была принята с воодушевлением и за ней видели большое будущее, расширяющее возможности производства посуды широкого потребления.

В конце XVIII века темпы ростабыли не столь стремительны. Появились мануфактуры или даже отдельные цеха на уже существующих фабриках, где наряду с традиционной росписью использовали печать. В науке и промышленной сфере XIX века дела шли в ногу с прогрессом. Даже искусство не отставало от достижений научной мысли. Эксперты называют три важных фактора, которые способствовали развитию техники деколь. Во-первых, это создание Анри Фудрине в 1820-х годах машины для производства бумаги, во-вторых – открытие литографической печати Алуа Сенефельдером в 1796 году, и, наконец, был найден способ нанесения нескольких цветов на тонкую бумагу братьями Пратт в 1840 году.

Сейчас уже можно с уверенностью констатировать тот факт, что в 1870-е годы увлечение деколем стало повсеместным, оно вошло в моду, превратилось в хобби десятков тысяч людей. К двадцатому веку «декольмания» достигла своего апогея. Конечно, это ни в коем случае не снижает уникальности ручной росписи, которая всегда была главным достоинством художественного произведения. Конечно, удовлетворить массовое производство старалась не только печать, в Европе и, особенно, России появилось много небольших фабрик, выпускавших фарфор с простым незатейливым рисунком. Но масштабы деколя больше подходили для промышленного производства предметов быта ХХ века, для создания брендовой продукции.

Отличить художественную роспись от деколя не представляется сложной задачей, если знать главные особенности технологии. Если внимательно или под лупой рассмотреть печатный рисунок на предмете, то можно увидеть изображение, состоящее из множества мелких точек. Рассматривая сервизные чашки, необходимо внимательно приглядеться к картинке на каждой из них. Если рисунок повторяется, то перед вами – «деколь». Бывает так, что при перенесении изображения на изделие контуры или объемы орнамента имеют не ровные, словно рваные края, так называемый легкий производственный брак, который неизбежен при быстрой печати. В этом случае мастера используют кисть, которая сглаживает огрехи, оживляя картинку незатейливыми деталями. Очень часто художник намеренно соединяет печать и рисунок, чтобы добиться хоть какой-то оригинальности. Такая манера нанесения рисунка называется - деколь с подрисовкой. Опытный взгляд эксперта всегда увидит эту комбинацию и отнесет произведение к особой неколлекционной категории произведений. Однако, встречаются и собиратели таких предметов. Например, английские фаянсовые тарелки с печатным пейзажным рисунком пользуются популярностью у многих любителей старины.

Коллекционный фарфор остается всегда вне конкуренции, отличается мастерством исполнения, богатством красочной палитры, а главное - трепетом творческого процесса. Ручная роспись - это фактура крупных и мелких мазков, прозрачный и неоднородный красочного слоя, цвета полные переливов и нюансов взаимодействия друг с другом для достижения декоративного эффекта. Произведения высокого качества - это живопись, именно так называют роспись по фарфору эксперты и профессионалы.