Энциклопедия
Экстер Александра Александровна
выдающаяся художница русского авангарда

Экстер Александра Александровна (1882-1949) — знаменитая художница ХХ века, талантливый живописец, автор графических серий, театральный декоратор. А. Экстер принадлежала к знаменитому поколению мастеров русского авангарда, в ее творчестве получили развитие такие направления, как кубофутуризм и супрематизм, были заложены основы в стиля ар-деко. А. Экстер органично вошла в круг художников «Бубнового валета», была активным членом «Союза молодежи».

Экстер Александра Александровна, художник

А. Экстер родилась в 1882 году в Белостоке Гродненской губернии. Ее отец Александр Аврамович Григорович был коллежским асессором и очень уважаемым человеком в городе. В семье почитали традиции, занятия музыкой и творчеством. Экстер всегда интересовалась искусством и еще в юности решила стать художником. Она училась в Киевском художественном училище, которое окончила в 1908 году.

Александра вышла замуж за своего кузена Н. Е. Экстер, занимавшего по тем временам почетную должность адвоката. Она открыла в мастерской своего дома художественный салон на парижский манер, в котором собирались друзья – художники круга авангардного искусства в Киеве. В 1907 году Экстер уехала с мужем в Париж, поступила в частную академию "Ла Гранд-Шомьер" и погрузилась художественную жизнь Парижа. Она дружила со многими французскими современными художниками, с большим интересом относилась к творчеству итальянских футуристов.

Период с 1908 по 1914 года был очень насыщен событиями. Экстер жила Париже, приезжала в Киев, часто вывала в Москве, объехала Европу, побывала в Италии, Швейцарии, где знакомилась с художниками. Она принимала активное участие во всех авангардных выставках, проходивших в России. Экстер всегда проявляла свои выдающиеся организаторские способности, в 1908 году вместе Д. Бурлюком открыла выставку «Звено», а в 1914 году подготовила выставку «Кольцо», которые привлекли внимание киевскую публику, любителей искусства и друзей-единомышленников. А. Экстер экспонировала свои произведения на выставках «Бубновый валет», особенно интересны были встречи с художниками после вернисажей, когда они вместе обсуждали работы и делились своими достижениями в живописи. А. А. Экстер выставляла свои работы в Европе. В первую очередь в Париже в Салоне Независимых, а также на Интернациональной свободной выставке футуристов в 1914 году.

Творчество А. А. Эстер занимает одну из ярких страниц русского искусства ХХ века. В ее ранних работах, особенно в пейзажах и натюрмортах чувствуется влияние французской живописи: «Три женские фигуры», 1910, «Натюрморт» 1910, «Вид Парижа» 1912, «Античный пейзаж» 1910, «Город ночью» 1910. Художница каждый раз блестяще обыгрывает классические темы в новом ключе, поражая легкостью кисти и смелостью экспериментальных ракурсов. Декоративные и яркие по цвету работы характеризуют ее работы периода увлечения кубизмом и футуризмом. Мажорные цветовые созвучия строились на контрасте светлых и темных тонов, ритм пятен и геометрических фигур завораживал и поражал цветовым многообразием. Особенно интересны ее самостоятельные композиции, привлекают внимание методы использования художественного коллажа. В произведениях ощущается динамика цвета и форм. Выразительность ее беспредметных композиций новаторски смела и оригинальна: «Город Ночью» 1919, «Цветовая динамика» 1914.

В 1915 году Экстер знакомится в Москве с К. С. Малевичем и увлекается супрематизмом: «Синий, черный, красный» 1918, «Спектр» 1918-1919, «Женский костюм» 1918, «Конструкция», 1918. В это же самое время Экстер занималась прикладным искусствам, приспосабливая новые изобразительные формы для создания бытовых предметов.

А. А. Экстер была замечательным художником-декоратором, осуществляла свои творческие замыслы в Московском Камерном театре. Оформляла спектакли, вестибюль театра, создавала костюмы и декорации. Работы отличались цельностью замысла, монументальностью, цветовой выразительностью, ярко выраженной трехмерностью пространства. Художественное оформление современных постановок отличалось от классических декораций новизной, лаконичностью и отсутствием канонов.

В 1918-1919 годах А. Экстер проводит больше времени в Киеве и занимается преподаванием в своей студии, а в 1921-22 годах работает во Вхутемасе уже в Москве. Александра принимала активное участие в художественной и общественной жизни Москвы как художник-оформитель. Но ее все больше привлекает декоративно-прикладное искусство и текстиль, она с удовольствием придумывала рисунки тканей, разрабатывала модели женкой одежды, много эскизов готовила для московского ателье мод, была соавтором образцов красноармейской амуниции. По рисункам Экстер выполнялись костюмы к некоторым кинофильмам. В 1924 году она оформляла своими работами павильон на XIV Международной выставке в Венеции. Позже Экстер участвовала во «Всемирной выставке» в Париже и получила золотую медаль.

После этой выставки она осталась в Париже, занималась театральным костюмами к русским балетам, выполненных в свойственном ей стиле. Выразительность цвета и линии стала главной особенностью эскизов. Ее опыт в направлении супрематизма помогал ей в решении сценического пространства. А. Экстер не оставляла преподавательскую деятельность и по приглашению французской стороны работала в Академии современного искусства, а также давала частные уроки. Художница много времени уделяла прикладному искусству, в котором прослеживаются черты ар-деко. Здесь сказался ее интерес к эксперименту с разными фактурами и материалами.

В поздний период творчества создавала рукописные книги с собственными рисунками. Все то, что делала Экстер, отличалось артистизмом исполнения и гармонией стиля, великолепным вкусом.

Александра Экстер – талантливый художник, ее творчество многогранно, а художественный опыт бесценен, работы находятся во многих музеях мира и в частных собраниях. Произведения Экстер имеют огромную художественную и коллекционную ценность, являются богатейшим наследием мирового значения.