Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958) – известный русский живописец, мастер пейзажа и натюрморта, автор и художник театральных постановок, педагог в МГХПУ им. Строганова, яркий представитель русского авангарда, модернист, один из основателей объединения «Бубновый валет».
Р. Р. Фальк родился в 1886 году в Москве. С детства проявлял способности к рисованию, профессионально занимался живописью в художественной школе и частной студии, которую вели И. И. Машков, К. Ф. Юон, И. О. Дудин, продолжил образование в знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его любимыми художниками и учителями были В. Васнецов, В. А. Серов и К. А. Коровин, под влиянием которых он сформировался как творческая личность. Роберт Фальк вошел в историю русского и европейского искусства как талантливый и самобытный мастер пейзажа, натюрморта и портрета. Фальк создал свой неповторимый и легко узнаваемый стиль в живописи, соединив традиции кубизма, постимпрессионизма, сезанизма, гармонично влился в новое авангардное течение. По мнению критиков, русский авангард стал ярким неповторимым явлением, получил блестящее развитие, живописную выразительность и новый круг тем. Художник искал выразительности и объема формы посредством насыщенного цвета. Он любил яркие контрастные сочетания, подчеркивая контуры темной краской. Натура приобретала в его картинах новое звучание за счет лаконичности и обобщения объемов, яркости и чистоты цвета. Фальк мастерски лепит форму крон деревьев, бутылок, домов, глиняных горшков и фруктов. Его искусство, особенно раннего периода, тяготеет к творчеству П. Сезана: «Пирамидальный тополь» 1915, «Пейзаж с мостиком» 1912, «Красные домики». В то же время художник черпает вдохновение в русских национальных традициях. Как и его друзья по «Бубновому валету», он использует приемы примитивной живописи, лубка, вывески, народного искусства.
В его работах 1910-ходов чувствуется полнота и осязаемость предметов, нарочитая тяжеловесность форм: «Владелец небольшого дома» 1912, «Спящая цыганка». В 1911 году Фальк впервые едет в Европу, получает массу впечатлений от посещения Рима, Венеции и Флоренции. Он знакомится с живописью старых мастеров, любуется архитектурой и живописью эпохи Возрождения. Творческие поездки в Крым дают художнику много новых идей и возможностей, обогащают палитру яркими красками, которые дают на холсте сочетание звучных аккордов. Со временем стиль живописи Фалька меняется, манера становится тоньше, а цветовые переходы сложнее, художник отдает предпочтение эмоциональной выразительности, зритель чувствует скрытый драматизм уже в живописном строе произведений: «Красная мебель» 1920. Ему становится близка и интересна эстетика художников объединения «Мир искусства», и в 1917 года Фальк становится их членом. От былой «бубновалетской» демонстративности, юношеского задора и «вывесочности» не осталось и следа, работы все больше выражают внутреннее мироощущение автора. В некоторых портретах 1920-х годов «Портрет женщины в белой повязке» и в особенности в автопортретах Фальк достигает ощущения глубокого погружения в свои мысли, в тишину.
В 1928 году Фальк уезжает во Францию и проводит там около десяти творческих и плодотворных лет. Парижский период насыщен событиями и новыми впечатлениями. В живописи Фальк развивает те же качества, которые формировались перед отъездом, гармоничность цветовых нюансов, сосредоточенность и камерность замысла. Пейзажи, тающие в дымке золотисто-оливковых тонов, завораживают зрителя тонкой передачей световоздушной среды. Многочисленные пейзажи Парижа тают в перламутровой дымке мягких золотисто-оливковых тонов: «Городской пейзаж. Париж», «Берег сены». Он создает лирические женские образы, очертания слегка вытянутых фигур плавные и обобщенные: «Портрет Л. М. Эренбург», «Парижанка», «Девушка с попугаем», «Женщина в красном. Любовь Георгиевна Попеску».
В 1938 году Фальк вернулся совсем в другую Москву, где его живопись не была востребована как прежде. Во время войны художник жил в эвакуации в Самарканде, занимался живописью, писал пейзажи. В поздний период творчества Роберт Фальк писал портреты своих современников и натюрморты, которые по своему колориту уступали ранним произведениям. В этих работах художник еще больше сосредоточен и погружен на свой внутренний мир. Роберт Фальк – один из выдающихся мастеров русского авангарда, его творческий метод стал реформаторским, его личность стала символом начала XX века. Его произведения хранятся в лучших музеях и частных собраниях по всему миру.