Энциклопедия
Фарфоровая фабрика А. Г. Попова
русский фарфор

Фарфоровая фабрика А. Г. Попова - одна из знаменитых фабрик по производству фарфора, пополнившая фонд русского прикладного искусства уникальными произведениями. Поповский фарфор славился оригинальность и высоким качеством росписи. Фабрика не делила пальмовую ветвь первенства с другими российскими заводами, занимая свое достойное место в истории русского фарфора.

История берет свое начало в 1806 году, кода в сельце Горбуново Карлом Милли было открыто предприятие по производству фарфора. К. Милли был не кто иной, как комиссионер фабриканта Ф. Я. Гарднера, служивший его посредником по торговым делам. Возможно, фабрика ему была нужна дольше для престижа, чем для начала нового дела. Он не проявлял особого энтузиазма в ее развитии. 

Когда же в 1811 А. Г. Попов году купил предприятие К. Милли, он стал не только владельцем фабрики, но прослыл лидером фарфорового производства в России, подняв свое предприятие на высокий уровень. Благодаря предприимчивости и невероятно деятельной натуре Алексея Попова развитие завода шло активными темпами, с каждым годом увеличивалась численность рабочих, расширялся ассортимент продукции. На фабрику приглашались лучшие мастера, а новые кадры обучались тонкому живописному мастерству в заводской художественной школе. К началу 1815 года фабрика имела шесть горнов, и на ней трудилось более двух сот рабочих. Продукция высокого художественного уровня и отменного качества удовлетворяла вкусы большого круга потребителей.

Декоративные вазы больших и малых размеров, кашпо, авторские сервизы, часы и другие предметы интерьера стали ярким примером прикладного искусства, занимали почетные места на российских и международных выставках. 

Однако же, главный оборот продукции составляла так называемая «трактирная посуда», которая пользовалась успехом у московского купечества. Декоративные блюда, тарелки, большие чайники, чайные пары, сервизы на большое количество персон были в коду не только в трактирах и ресторанах, но и органично вошли в быт крестьян и дворянства.

Ранний фарфор фабрики А. Г. Попова выполнен в стиле классицизм, формы изделий и живописные мотивы тяготели к западноевропейским произведениям. В дальнейшем, появился свой собственный декоративный стиль, и неповторимый цвет красок, а мотивы, во всем своем разнообразии, менялись вслед за модой. Кроме основного фарфорового производства, на заводе работал художественный цех, где разрабатывали свои собственные рецепты красок, разрабатывали рисунки. Эта важная особенность, подчеркивает ценность каждого предмета завода как авторского произведения.

Поповский фарфор привлекает яркостью, чистотой и декоративностью красок. Еще одно художественное достоинство изделий – это сочетание сплошного фона и цветочных композиций в крупных медальонах - «мушелях». Цвет основного крытья был ярко синий, голубой, зеленый, желтый и отлично перекликался с красочной палитрой букетов и гирлянд. Яркий, звучный цветовой аккорд и множеством выразительных оттенков дополнялся деликатным золочением. Красочные композиции из крупных цветов дополнились орнаментом, и были иногда чрезмерно перегружены деталями, и в тоже время создавали атмосферу праздника.

Особого внимания заслуживает мелкая пластика. Уникальность фарфоровых фигурок в их поразительной реалистичности и невероятной привлекательности бытового мотива. Народные традиции и характеры легли в основу ярких художественных образов. Прототипами произведений служили живые люди, представители самых разных профессий: крестьянки и прачки, разносчики газет, старьевщики, музыканты с балалайками, мастеровые, крестьяне. Простота и отсутствие надуманных поз, выразительность цветовой палитры делала фигурки попова очень ходовым художественным товаром, доступным широкому кругу.

Расцвет фабрики Попова падает на 1850-е годы. Эти годы стали самыми успешными и благополучным временем для семи Алексей Попова. Но после триумфального подъема, наступил упадок, последовавший после кончины А. Г. Попова. Его дело, настоящее детище перешло во владение дочери Татьяны, а потом в 1865 году к ее племяннику, который через несколько лет продал фабрику. Усилия нового владельца Шредера по возрождению былого успеха фабрики не увенчалось успехом, и производство фарфора к 1870 году было закрыто.