Энциклопедия
Гальба Владимир Александрович
художник, график

Гальба Владимир Александрович (1908-1984) – художник советской эпохи, поэт, график, плакатист, автор гротескных карикатур, автор книжной иллюстрации.

Гальба Владимир Александрович

В. А. Гальба в 1908 году родился на Украине в Харькове, 1910 году семья обосновалась Петербурге. В городе на Неве прошло детство Владимира, его юность, ученические годы, в Ленинграде он встретил войну и пережил блокаду, дождался победы и прожил много долгих творческих лет.

Говорят, что юмор – продляет жизнь, а хорошее настроение сулит успех в делах. Владимир был очень артистической натурой, человеком с неиссякаемым чувством юмора. Так же с улыбкой вспоминают о Гальбе друзья. Он вошел в историю советского искусства как художник карикатурист, как мастер шаржа.

Гальба прошел ленинградскую школу графики, в 1920-е годы учился в художественных студиях у Н. Кравченко, А. Радакова. С 1926 Гальба начинает сотрудничать со многими периодическими изданиями, создает карикатуры для газет «Вечерний Ленинград», «Ленинградская правда», журналов «Огонек» и «Нева». Его знаменитые антифашистские карикатуры появляются уже в начале 1930-х годов. В 1939 он вошел в замечательный коллектив художников «Боевого карандаша», работал в окнах РОСТА. Своими выразительными и искрометными карикатурами он поднимал дух отважных солдат и ленинградцев, работавших в тылу во время блокады. Современники вспоминают, как долгожданны были его карикатуры в газетах во время войны. Рисунки Гальбы всегда сопровождались короткими названиями или меткими стихами, оживляющими сюжет. Художник бы очень остроумен, тексты рождались в процессе работы над плакатом или шаржем. Больше всего доставалось от Гальбы Гитлеру, которого художник изображал в самом жалком и неприглядном виде. Известно, что Фюрер считал Гальбу своим личным врагом и обещал, как остальных противников,  «повесить на Дворцовой площади».

Гальба был замечательным книжным иллюстратором. Он оформил много детских книг, среди которых особенно памятны «Айболит», «Тараканище», «Чудо дерево» К. И. Чуковского; «Приключение Чиполлино» Джанни Родари; «О вкусе», «Семейная хроника» С. Михалкова. Контурные рисунки, выполненные уверенной мастерской рукой, оживляют произведение, становятся со стихами единым целым.


Гальба был непревзойденным рисовальщиком. Его Ходжа Насреддин – яркий незабываемый персонаж повести Л. Соловьева. Он, как и автор, остроумен и изобретателен. Любимыми героем Гальбы был Остап Бендер, поэтому не случайно, что к созданию этого замечательного образа художник приступал с большим интересом. Результат не заставил себя ждать. «Золотого теленка» и «Двенадцать стульев» иллюстрировали многие авторы, а Гальба сделал это с легкостью в своем незабываемом стиле.

Владимир Гальба был мастером каламбура и розыгрыша, в компании с ним всегда было весело. Его шутки становились крылатыми и разлетались в творческой среде. Своему знаменитому другу клоуну Карандашу он писал тексты для выступлений, стихи и репризы. Портреты друзей он создавал на одном дыхании, под настроение, быстро и легко. Гальба выдавал один шарж за другим одной быстрой линией. Взглянул на человека, взял карандаш и, через минуту, или даже за несколько секунд – готовый образ. Он это проделывал неоднократно в компании друзей и перед публикой на сцене.

Творчество В. Гальбы связанно с современной эпохой, в которой жил художник. Его искрометный юмор был всегда злободневен и выразителен в рисунке. Его художественный стиль гиперболы и быстрого росчерка был узнаваем и любим многими соотечественниками, а работы находили многочисленных поклонников среди талантливой молодежи, для которых произведения Владимира Гальбы – яркий пример советской сатиры.