Эмиль Галле (1846-1904) – яркий представитель искусства модерна, художник, дизайнер, ювелир, ученый, новатор в изготовлении уникального многослойного художественного стекла, автор уникальных предметов мебели. Э. Галле был художником от природы, умел донести до зрителя удивительную красоту в бутоне лилии, во взмахе крыла стрекозы, в капельке воды, бегущей по стеблю цветка. Он знал философию искусства и наслаждался творческим процессом, который начинался с рисунка или эскиза растения, а заканчивался созданием вазы или мебельного комплекта. Эскизы Галле были настолько точны по рисунку и закончены по композиции, что воспринимались как полноценные произведения.
Э. Галле родился во Франции в Нанси в 1846, был одаренным ребенком, увлекался рисунком, живописью и естественными науками. Его отец - Шарль Галле-Рейнемера был владельцем мастерской в Сен-Клемане (недалеко от Нанси), в которой с XVIII века занималась изготовлением предметов интерьера, столового серебра, керамики и стекла.
Во второй половине XIX века в эпоху историзма мастера занимались росписью фарфора и стекла ретро стилей. Эмиль Галле работал и учился в этой мастерской, где как нельзя лучше можно было познать историю искусства разных эпох. Первый опыт Галле- мастера был в керамике. Он умело стилизовал рокайльные и классические элементы в своих работах, создавая художественные и утилитарные вещи. Среди работ этого перирда известен комплект - "Каминные часы и пара канделябров с фигурами львов". В этом произведении, немного архаичном и наивном по своему характеру, мы с трудом узнаем руку Галле.
Керамический период Галле был не долгим. Вскоре мысль о том что творчество должно приносить эстетическое наслаждение воплотилась в его уникальном искусстве стекла.
После смерти отца Эмиль унаследовал мастерскую и стал искать свой творческий путь. Он всегда предчувствоваль особенность своего призвания. С юности Галле проявлял живой интерес не только к изобразительному искусству, но к ботанике, минералогии, философии, что позволило ему яснее чувствовать натуру. Он был художником переломной эпохи, его новаторские идеи, его творческий потенциал нашли благодатное время.
В 1864 году в Гале окончил лицей в Нанси, потом два года учился в Веймаре, в училище Архитектуры и художественной промышленности. Затем он работал на предприятие «Бургун и Шверер и К» в Майзентале, где изучал технологию художественной обработки стекла. Познав основы этого дела, Галле усовершенствовал технологию производства, стал делать многослойное прессованное стекло.
Тот эффект, которого он добился, был потрясающим. Его эксперименты стали открытием, расширившим возможности для воплощения смелых художественных замыслов. Галле создавал уникальные произведения, соединяя между собой от двух до пяти слоев. Секрет его открытия имеет исторические корни. Традиция многослойного стекла была известна в древнем Китае. Именно в такой технике мастера изготавливали табакерки и шкатулки. Эмиль Галле оттолкнулся от этой традиции, приступив к собственному производству.
В мастерской отца в Сен-Клемане работали «по старинке», и имея стабильный доход, не думали о переменах. Но Галле - молодой, целеустремленный человек, начал свои эксперименты именно там. Его технология производства прессованного многослойного стекла стала ноу-хау не только для семейной мастерской, но и для всей Европы конца XIX века.
Фабрика в Майзентале взялась за производство идей Галле по его замечательным эскизам. В период 1860- 1894 на фабрике выпускали уникальные предметы интерьера небольшими сериями. Произведения дорабатывались Галле в его мастерской в Нанси. На работах ставили клеймо, авторскую подпись «E.GALLE».
После Всемирной художественной выставки в Париже, устроенной в 1878 году, о Галле как о выдающемся мастере заговорили все. Его имя за смелые дизайнерские новации получило мировую известность, а произведения стали истинным воплощением стиля Модерн.
В 1894 году Галле купил стекольное предприятие в Нанси, на улице Ла Гаренн. Его новая мастерская стала центром создания уникальных шедевров из стекла. Производство было поставлено со всей грамотностью делопроизводства, у которого было несколько направлений: серийное, мало серийное и эксклюзивное, тоесть - авторское.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Галле получил «Гран при» и золотую медаль, а так же был удостоен звания Командора Ордена Почётного легиона.
Природа в работах Галле - нетленна, она ликует, живет и радует глаз зрителей. Художник дал новую жизнь привычному, в декоративном искусстве, орнаменту. Растения, цветы и насекомые в работах Галле создают свою «пластику формы», преображают произведения традиционных объемов в художественное совершенство, которое воплощает единство природы и искусства.
Композиции его работ повторяли растительные формы. Светильники и чаши в виде бутонов, многослойные вазы с ассиметричными рельефными орнаментами в виде ягод, фруктов, цветов, стеблей или насекомых. Ранний период творчества Галле называется «прозрачным», когда он работал с бесцветным стеклом, обладающим легким оттенком топаза. Возможно, что именно из-за этого необычного оттенка ранее стекло мастера называли «стеклом лунного света».
В 1870-1880 годы были проведены плодотворные эксперименты Эмиля Галле с матовой живописью и многослойным стеклом, дающим богатую гамму оттенков. Оригинального художественного эффекта мастер добивался артистически сочетая несколько техник: рисунок тонкой кисточкой как основа, затем - цветные эмали, каждый слой, который обжигался отдельно. Иногда еще делали контур золотом, что усиливало декоративный эффект. Существовала так же техника росписи люстрированными красками, и травление поверхности вазы кислотами.
В последствие, для каждого мотива Галле выбирал свою технику, и каждое произведение было настоящим эксклюзивом. Особую изысканность произведениям Галле придавали цитаты из произведений знаменитых поэтов, гармонично вплетенных в растительный орнамент.
Любимыми цветами модерна были ирисы, лилии, орхидеи, гортензии, кувшинки, бутоны вьюна и другие. Даже изображение цветка чертополоха приобретало неповторимое художественное и символичное и звучание. Галле часто использовал этот мотив в своих работах, как символ терпения и выносливости. В произведениях художника самый заурядный мотив, например, изображение поганок, обыгрывался как что-то особенное и удивительно сказочное. Ведь в природе, по его мнению, нет ничего не красивого. Эстетика произведений Галле была близка философии китайского и японского искусства. Там, например, изображению летучих мышей придавалось особое значение. Летучие мыши на предметах прикладного искусства на Востоке символизировали счастье.
Мир насекомых был с любовью перенесен Эмилем Галле в его искусство, придавая ему неповторимый шарм.
Конфетница «Стрекоза» стала одним из шедевров творчества Эмиля Галле.
Особое место среди произведений мастера занимают вазы с пейзажными мотивами, некоторые из которых выполнены в почти монохромной гамме. Одним из самых известных произведений Э Галле, стала ваза «Роза Франции», один из вариантов которой находиться в коллекции Эрмитажа. Известно, что Николай II покупал ее в мастерской Нанси для украшения интерьеров дворца. Таким образом, коллекция произведений Галле попало в собрание главного музея России.
В начале 1870 –х годов Галле открыл мастерскую в Румынии. Румынская королева Елизавета покровительствовала Эмилю. Их связывали добрые, дружеские отношения и любовь к искусству. Она была известной поэтессой, хотя и печатала свои стихи под псевдонимом. Тонкие, чувственные натуры объединяла любовь к модерну, природе и поэзии. Королева приобретала произведения Галле для своей коллекции, а некоторые вазы Эмиль посвящал только ей. На одной из ваз выгравированы стихи Елизаветы, посвященные великому мастеру. Эмиль Галле был инициатором создания «Провинциального альянса художественной промышленности», который позднее стал знаменитой на весь мир «Школой Нанси». Галле объединил вокруг себя много талантливых мастеров разных профессий: художников, керамистов, дизайнеров, скульпторов, мебельных дел мастеров.
Талант Эмиля Гале был многогранен, он занимался стеклом, великолепно рисовал, делал эскизы мебели с изысканным декором. Эксклюзивная мебель Галле украшалась тонкой резьбой, перламутром, фрагментами панциря черепахи. Художественное решение произведений сочетало в себе рокайльные и растительные мотивы. Выразительными декоративными элементами служили фигурки стрекоз, бабочек, шмелей, блестяще обыгранных мастером в орнаменте. Наряду с традиционной техникой маркетри Галле использовал и свои новейшие технические разработки. Эмиль Галле ушел из жизни на пике своей творческой карьеры, выполнив свою главную художественную миссию.
Авторские произведения мастера хранятся во многих музеях и частных собраниях, они не перестают радовать наш глаз своим совершенством дизайна, и во все времена будут иметь огромную коллекционную ценность.