Иверская Богоматерь со святыми Петром и Алексием – один из самых древних и знаменитых типов Богоматери, почитаемом во всем мире. Первое упоминание об образе Иверской Богоматери относится к IX веку, ко временам иконоборчества, когда противники Христианства уничтожали иконы и другие святыни. Предание повествует о том, что одна жительница Никеи сохранила в своем доме образ Богоматери. Но ей не удалось утаить святыню, и когда к ней пришли воины-еретики, чтобы забрать икону, один из них ударил по ней копьем, и к великому удивлению, из щеки благородного лика закапала кровь. Потрясенный зрелищем воин отступил на время от иконы и внял мольбам женщины оставить ее до утра за вознаграждение. После того как стражники ушли, благочестивая христианка отпустила икону в море. Только через два столетия икона оказалась на Афоне, и монахи Иверского монастыря увидели огненный столб над водой, исходивший от образа. Они отслужили торжественный молебен и приняли святыню в свой храм. Но несколько дней икона божественным образом меняла свое местоположение и оказывалась над вратами обители. Именно поэтому Иверскую икону называют еще и «вратарницей». Принято считать, что она хранит дом от врагов и воров.
Об этом чудотворном явлении Иверской иконы узнали и в России. Особенно почитали этот образ при царе Алексее Михайловиче в XVII веке. В это время, а точнее, в конце 1640-х годов, был сделан точный список икон для русского двора. Первоначально икона находилась в Москве, в Кремле в Успенском соборе, а затем отправлена в Новодевичий монастырь, где находится и по сей день.
С иконы было сделано множество списков, ее почитание было очень популярным. Иверская икона принадлежит к типу богоматери Одигитрия. Она представлена в поясном изображении, голова слегка повернута вправо к младенцу, правая рука расположена перед грудью в деисусном положении, на левой руке восседает Христос, изображенный фронтально. Правой рукой он благословляет, левой держит свиток, опирающийся в колено. Отличительной особенностью Иверской иконы является наличие раны на щеке от удара копьем, которые художники иконописцы повторяли, следуя строгому канону, списывая образ со святыни. Богоматерь представлялась в традиционном мафории с нимбом на голове, иногда и с короной. Богоматерь изображалась с пророками и житийными сценами, или на фоне архитектурного пейзажа с Афонским монастырем.
Встречаются иконы, в которых к изображению Богоматери добавляются и другие святые предстоящие. Как, например, на одной иконе конца XIX века, имеющей форму складня. На левой створке представлена фигура митрополита Алексия в рост в трехчетвертном повороте вправо. На нем саккос, омофор с крестами, на голове клобук. Левой рукой он поддерживает на плате книгу, правой указывает на нее перстом. На правой створке в рост представлена фигура митрополита Петра. На нем церковное облачение, он обращен к Богородице, его руки сложены вместе. Икона заключена в серебряный оклад. Детали одежд и орнаментов прочеканены, а лики прописаны масляной краской в реалистической традиции.
Такие иконы- складни были предназначены для поездок, их брали в путешествия, в военные походы, при переездах. Таким образом, особо почитаемые святые были всегда с собой и защищали в пути, помогали преодолевать препятствия и побеждать. Сюжеты таких походных складных икон были разнообразные.
В православных храмах Иверская икона Богоматери и сегодня занимает почетное место, а уникальные списки с иконы XVII века хранятся в музейных коллекциях.