Энциклопедия
Клевер Мария Юльевна
русская художница

 Мария Клевер (1878-1967) – талантливый художник, автор живописных натюрмортов и пейзажей, младшая дочь и ученица знаменитого мастера Ю. Ю. Клевера. М. Ю. Клевер занималась печатной графикой, увлекалась рисунком, работала с театрами, делала эскизы костюмов и декораций.

Мария родилась в творческой семье и рисовать училась с детства, свои первые уроки живописи брала у отца, с самых азов постигая основы живописного мастерства. В 1890-е годы М. Клевер посещала мастерскую Л.Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге, затем училась в СХУМ, где руководителем курса был Н.И. Альтман. Участвовать в выставках она начала уже во время учебы, с 1906 года стала членом первого дамского кружка (СПБ).

В историю русского искусства Мария Юльевна вошла как автор живописного натюрморта, выполненного чаще всего в реалистической манере. Все творчество М. Ю. Клевер было крепко связано с традициями старых мастеров давно минувших эпох. Каждую картину художницы предваряла плодотворная работа с натурой, изучение ее формы, конструкции, изменчивой фактуры, характерных деталей.

Несмотря на то, что художница принадлежала к молодому поколению живописцев, ее художественный стиль близок к классическому искусству, нежели к проявлениям русского авангарда.

Внимание Марии Клевер привлекали полевые цветы, собранные наскоро в букет и перевязанный лентой или поставленные в вазу с водой: «Васильки» (1957), «Лилии», «Ветка жасмина», «Ромашки» (1950-е годы). Глядя на эти работы, зритель любуется простотой и незамысловатостью мотива. Где бы не был «оставлен» букет, - на столе, на скамейке или на ступеньках террасы, он всегда сохранял свою свежесть, передавая неброскую красоту луговых неярких цветов.

В каждом натюрморте художница создавала радостное лирическое настроение, связанное с любовью к родной природе. Ромашки, васильки, маки, клевер, сирень, чайная роза, незабудки - любимые цветы Марии. Фон ее натюрмортов почти всегда нейтральный, мастерство художницы сосредоточенно на детальной проработке стеблей, соцветий, листьев, лепестков.

Наряду с ярким, мажорным колоритом перечисленных живописных работ, встречаются натюрморты с изображением увядающих цветов: «Сирень», «Подсолнухи», «Хризантемы» 1950-х годов. Возможно, что замысел этих картин перекликался с меланхоличным настроением художницы и был связан с личными переживаниями. М. Клевер любила писать и садовые цветы. Чаще всего встречаются натюрморты с хризантемами и розами, дополненные веткой винограда или яблоками.

Лето, раннюю весну и осень художница проводила на даче, плодотворно занимаясь творчеством. Она составляла натюрморты из того, что выращивала и собирала сама. Ее натюрморты с фруктами производят впечатление полноты жизни, гимна плодородия. Особенно колоритно на холсте смотрелись лесные грибы, тыквы, кабачки, антоновские яблоки и кочаны капусты. В каждом мазке, в каждом ударе кисти М. Клевер чувствуется дань отцовской традиции.

В поздний период творчества художница жила на даче на берегу Финского залива под Зеленогорском. Свои работы М. Клевер писала, гуляя по сосновому лесу или вдоль побережья, а также со двора своего дома или из окна мастерской. Есть серия картин с узнаваемым повторяющимся мотивом уютных деревенских домиков, с заснеженными крышами или освещенных летним солнцем. Ее картины и небольшие этюды с видами окрестностей Репино, Комарово, Зеленогорска написаны в традициях русского реалистического пейзажа: "Комарово. Лето", "Ель и береза", «Зеленогорск. Август», «Комарово. Зима».

В работах прослеживается все то же внимание к деталям и характерная для творчества художницы повествовательность изображения. Работы М. Ю. Клевер находятся в собраниях российских музеях и в многочисленных частных коллекциях.