Энциклопедия
Кондратенко Гавриил Павлович
русский художник пейзажист

Кондратенко Гавриил Павлович (1854-1924) - русский художник пейзажист. Его творчество, несущее в себе реалистические традиции, отмечено чертами романтизма.

Кондратенко был родом из Пензенской губернии, из простой крестьянской семьи, учился в Императорской Академии художеств, сначала у К. Ф. Гуна в мастерской исторической живописи, а потом у М. К. Клодта в пейзажном классе. Кондратенко был талантливым учеником, и его блестящие способности в пейзажной живописи были отмечены шестью серебряными медалями. За дипломную работу «Лунная ночь в Бахчисарае» (1882), он получил золотую медаль.

Кондратенко Гавриил Павлович, хуожник

После окончания АХ Кондратенко много путешествовал по Крыму, Кавказу, побывал в Италии и Греции. Но где бы он не был, любовь к родному краю и к своей истории не покидала его сердце. Он писал много пейзажей с натуры, находясь в самых удаленных уголках России, находя очарование в обыденном мотиве. В 1880-е годы он создает серию картин в память М. Ю. Лермонтова. Материалом для работы были поездки по лермонтовским местам. Сюда вошли работы, написанные в Москве и на Северном Кавказе. В начале ХХ века Кондратенко делал иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова.

Самыми известными в творчестве художника стали пейзажи Крыма. Живописные виды морского побережья Алупки и Гурзуфа, панорама горы Ай-Петри и пейзажи скалистых бухт – привлекают зрителя яркостью красок и богатством цветовой палитры. Но, пожалуй, самые выразительные по живописи – это виды Воронцовского дворца. В картинах Кондратенко чувствуется эмоциональный подъем и мастерство кисти, ясность композиционных решений и цельность замысла. Перед нами стройная архитектура великолепных сооружений, залитые солнцем террасы и галереи, утопающие в цветущей глицинии. Художник часто использует в своем творчестве декоративные приемы, сопоставляя яркие цветовые пятна. Большую роль в восприятии цветовых градаций играет южное солнце. Изумрудная зелень, фиолетовые и розовые глицинии подчеркивают белизну стен и скульптуры дворца. Мазок автора здесь собранный и дробный, что позволяет ему достигнуть наибольшей достоверности сюжета и реалистической точности изображения. Более живописны у Кондратенко зимние пейзажи, в которых он раскрывает красоту природы родного края. Произведения Г. П. Кондратенко имеют большую коллекционную ценность, хранятся в крупнейших музеях России и частных собраниях за рубежом.