Коровин Константин Алексеевич (1861-1939) – знаменитый русский живописец, «импрессионист», замечательный педагог, художник-декоратор, удивительный рассказчик, открывший в конце жизни и писательский талант. С 1910 года был главным художником Императорских театров. Он принимал активное участие в выставках в России и за рубежом, его творчество имело всемирное признание, пристальный интерес зрителей и критиков.
Живопись К. Коровина – это неповторимое явление в истории русской культуры, его природный талант и новаторство в искусстве ХХ века неоценимы.
К. Коровин родился в Москве в 1861 году. В 1884 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, был учеником знаменитых мастеров живописи А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Карьера молодого художника складывалась очень успешно. С 1885 года начал работать художником сцены в Частной опере Савы Мамонтова, став в последующем реформатором оперного и балетного искусства. Коровинские театральные декорации и эскизы костюмов были совершенно не похожи на те классические образцы, к которым привыкла московская публика, поэтому восторжённо воспринимала перемены. Для Частной оперы и Императорских театров Коровин оформил более 60 балетов и более 80 опер. Необходимо сказать, что 1885 год был знаменательным этапом в жизни и творчестве К. Коровина. Именно тогда он познакомился со знаменитым меценатом Саввой Мамоновым и попал в его широкий круг общения. Их связала по жизни большая дружба. У Мамонтова собирался весь цвет московской интеллигенции. В доме у Мамонтова К. Коровин познакомился с членами объединения «Могучая кучка», и увлёкся их идеями, возрождавшими интерес к русскому народному искусству. Художественное оформление оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова с ярким национальным колоритом во многом стало ярким примером тому примером. Огромное влияние на формирование художественной личности Коровина, на развитие его манеры живописи оказало знакомство с современным западноевропейским искусством, с творчеством импрессионистов.
С конца 1880-х годов он начал выезжать в Париж. Его любимыми художниками были Клод Моне и Пьер-Огюст Ренуар. Подражая им, К. Коровин экспериментировал с источником света, изображал женские фигуры в контражуре, писал портреты на открытом воздухе, в саду на балконе. Его героини были пронизаны светом или, наоборот, изображались против света, на фоне дверного проема или окна. В работах очищалась вибрация воздуха, палитра обогащалась яркими, сочными красками. Коровин любил писать парижские пейзажи. Художник создавал их в разное время суток: в утренние часы, в моменты пробуждения города, вечером, освещённым светом ночных фонарей. Он невольно попадал под очарование это города с его неповторимой эстетикой и колоритом. Парижские кафе и набережные, тихие улочки с редкими фигурами прохожих – это знаменитые мотивы Коровина.
Находясь на родине, Коровин всегда находился в центре художественной жизни Москвы, вместе со своими современниками художниками и писателями был инициатором основания в 1889 году Литературно-художественного кружка, целью которого было развитие литературы и изящных искусств.
Коровин много путешествовал. Ярке впечатления от поездок по России воплощались в серии картин или декоративных панно, которые он создавал для павильона Крайнего Севера на выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Красота северной природы, воздух и цвета очаровали его, он много и плодотворно работал. Каждый его северный этюд – это пережитое впечатление. Импрессионистический характер работ и свежесть палитры, чистота цвета и свобода кисти станут главными достоинствами его живописи. Произведения этого периода привлекли внимание П. Третьякова, который приобрел одно из них – "Зима в Лапландии". В 1900 году К. Коровин учувствовал во Всемирной выставке в Париже, где представил около тридцати своих панно на темы Русского Севера, Сибири, Средней Азии. Успех его участия был огромным. Художник получил тогда от французов ордён Почётного легиона и был награждён двумя золотыми и несколькими серебряными медалями. С 1901 года Коровин стал преподавать в МУЖВЗ и оказался талантливым педагогом. Он воспитал плеяду замечательных мастеров: С. Судейкина, Н. Сапунова, М. Сарьяна, С. Герасимова, П. Кузнецова, К. Петров-Водкина. В 1905 К. Коровин становится академиком. В 1919 году Корвин переехал с семьей в Тверскую губернию в деревню Островно, где он провёл последние годы перед отъездом в Европу. В 1922 году художник покинул Россию, сначала оказался в Риге, потом в Германии, но очень скоро он с семьей переехал в Париж. Коровин знал и любил Париж, и всегда с удовольствием возвращался туда и работал. Так было и в 20-е годы. Он много писал, принимал участие в выставках, оформлял балетные и оперные спектакли. К 1929 году у Коровина наступает ключёвой период творчества; он известен как талантливый живописец, востребован как театральный художник, оказывается в центре внимания, но живёт в нищете. Жизнь в Париже полна радостных событий, открытий, встреч с искусством и немыслима без разочарований и потерь. Его натюрморты и портреты по-прежнему восхищали парижских зрителей, они выставляются и в других европейских городах: Амстердаме, Берлине, Белграде. Однако к семидесяти годам старость брала своё, руки его плохо слушались и не так легко владели кистью, активность художника постепенно сходила на нет. К. Коровин продолжает работать и всё больше увлекается литературной деятельностью, пишет мемуары, в которых рассказывает о себе и своих друзьях, о живописи. Его литературное творчество сейчас опубликовано. Двухтомное издание «Это было давно … там …в России» – богатейший материал, полное собрание воспоминаний о художнике и, прежде всего, увлекательный рассказ о судьбе, искусстве и культуре России, и о жизни русской интеллигенции в эмиграции.