Энциклопедия
Крестовский Ярослав Игоревич
(1925-2004) - русский, советский художник

Крестовский Ярослав Игоревич (1925-2004) - русский, советский художник, реставратор монументальной живописи, член Ленинградского союза художников, один из участников группы «Одиннадцать», легендарных мастеров,  развивавших в своем искусстве традиции русского авангарда.

Крестовский - это художник редкого творческого дарования, автор пейзажей, портретов, натюрмортов и жанровых картин. Ярослав Игоревич принадлежал к поколению художников, переживших войну, полных жизнелюбия и творческого потенциала, веривших в грядущие перемены. 

Я. Крестовский рассказывал об окружающей действительности не обнажая суть проблемы, делился своими эмоциональными переживаниями, обращался к теме гармонии человека и природы.

Крестовский родился в творческой семье знаменитого скульптора, профессора АХ, а его дед, В. В. Крестовский, был известным писателем, автором романа «Петербургские трущобы». До начала войны Я. И. Крестовский занимался в Средней художественной школе при АХ, а после ВО войны поступил в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, а потом работал реставратором живописи в организации «Государственные реставрационные мастерские». Его художественное образование было бы не полным без Академии художеств, которую он закончил в 1956 году. Он учился в театральной мастерской М. П. Бобышова, и был очень успешным и трудолюбивым студентом. Его дипломной работой стали эскизы декораций к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, которые получили высокую оценку академического совета.

Работы Я. И. Крестовского привлекают внимание ярким и звучным колоритом, ясностью силуэтов и контуров. Художник работал в реалистической традиции, но передавал окружающий мир через призму своего восприятия действительности. Стараясь уйти от штампов официального искусства, Крестовский писал о том, что его действительно волновало. Он любовался красотой петербургских улиц, погружаясь в свои размышления и фантазии. Ему была близка эстетика «Мира искусства» и театральная декоративность их образов. Крестовский писал городские пейзажи в стиле лирического символизма. Набережные каналов с отраженными в воде зелеными купами деревьев напоминали картины Сезанна: «Белая ночь. Крюков канал», «Летний сад». 

Художественный метод художников-постимпрессионистов был понятен и любим художником. Простота и ясность форм в изображении объектов и предметов стали его главным художественным принципом. Его внимание привлекали петербургские двор-колодцы с выразительной фактурой стен, выкрашенных в охристые тона: «Двор» (1959). Произведениям Крестовского было присуще декоративное начало, ассоциативность образов и условность изобразительного языка. Не теряя своих основных форм, цветовые пятна были упорядочены и сочетались графичностью рисунка, что придавало его работам особую изысканность. Этот тонкий цветовой ритм придавал работам необычайную выразительность: «Зимние сумерки» (1962), «Осень. Царское село», «Мойка у Конюшенной площади».

Крымские пейзажи Я. Крестовского дарят яркую гамму эмоций летних впечатлений. Картина «Крым» написана в 1960-х годах в Гурзуфе. Перед нами улочка с невысокими домами-мазанками и горным пейзажем на горизонте. Белый слепящий цвет домиков контрастирует с красными крышами и голубыми горами. Насыщенный колорит работ передает состояние полуденного зноя. Пронизанный светом и воздухом пейзаж написан легко, свободной широкой кистью.

Натюрморты Я. Крестовского написаны в стиле «Бубнового валета». Он писал нарочито пышные букеты цветов в старинных вазах, компоновал их с фруктами и фарфоровыми фигурами и антикварными часами. На первый взгляд натюрморты казались вычурными, перегруженными деталями и драпировкой. Они привлекали внимание декоративностью и философским подтекстом, в котором воспоминания и ассоциации художника выходят на первый план.

Среди жанровых картин художника особенно запоминается работа «Часовых дел мастера», представляющая нам мастерскую с высоким потолком, на стенах которой висят старинные часы. В центре зала стоят столы, за которыми трудятся мастера, похожие на волшебников. Атмосфера вымысла и авторской фантазии свойственна многим произведениям Крестовского.

Другая его картина «Сборщики» представляет нам совсем не волшебников, а тех, кто преображает сказку в быль. 1960-1970-годы - время научных достижений и покорения космоса. Перед нами иллюстрация советских будней, несколько опоэтизированная автором. Рабочие собирают космический корабль – это главный подтекст произведения, а художественное решение несет символичный и монументальный характер. Картина отличается от других работ Крестовского и возрождает в памяти героев произведений Дейнеки и Самохвалова.

Каждое произведение Я. Крестовского отличается яркой индивидуальностью и выразительностью композиционного решения, его работы находятся в крупнейших музеях России и в частных коллекциях.