Энциклопедия
Куинджи Архип Иванович
знаменитый русский живописец

Куинджи Архип Иванович (1842-1910) - знаменитый русский живописец, наследник древнего греческого рода, талантливый пейзажист, участник передвижных художественных выставок.

Куинджи был родом из Мариуполя, рано потерял родителей, воспитывался в семье брата, с детства трудился на разных поприщах. Он совмещал учебу с работой на строительном подряде и в хлебной лавке.

Куинджи Архип Иванович, художник

Талант художника проснулся, когда творчество было единственной отдушиной в минуты отдыха. Желание стать профессиональным художником привело Куинджи в Феодосию, в мастерскую прославленного живописца. Впечатления, которое он получил от картин И. К. Айвазовского, были незабываемыми. Однако первые уроки он брал у Фесслера - ученика Айвазовского. Жизненные обстоятельства не позволили продолжать обучение, и Архип вернулся в Мариуполь, где его взял на работу фотоателье ретушером его старший брат.

Куинджи в 1966 году поехал Санкт-Петербург держать вступительные экзамены в Академию художеств. Дважды его попытки были обречены на неудачу. Возможно, в этом сказался недостаток художественного опыта и подготовки. Архип не терял надежды и через два года представил на академической выставке картину Татарская сакля”, и обрел, наконец, статус «неклассного художника». Его приняли в ряды вольнослушателей АХ. Будучи человеком общительным, Куинжи обрел много друзей по вузу. Он общался в И. Крамским, И. Репиным, В. Маковским, В. Васнецовым, что во многом определило его творческие интересы.

Самым первым произведением, выполненным в духе передвижников, стала картина – «Осенняя распутица» (1972). Перед нами знакомая картина российского бездорожья: унылый серый осенний день, под моросящим дождем едет женщина с ребенком, утопая в вязкой грязи размытой дороги. Художник великолепно передал здесь световоздушную среду, так обострил впечатление о русской действительности и безысходности.

В начале 1870-х годов, художник частенько выезжает на Валаам, пишет пейзажи с его окрестностями и Ладожское озеро. Его картины отличаются изяществом и цветовой гармонией, в которой иногда звучат драматические нотки из-за световых контрастов. После того как Куинджи показал  работы из Валаамской серии на академической выставке, о нем заговорили не только коллеги, но и начали писать газеты.

За картину «Снег», представленную в Обществе поощрения художеств, он получил  бронзовую медаль на международной выставке в Лондоне в 1874. Находясь в Европе, Куинджи изучал искусство старых мастеров, побывал во Франции, Германии, Вене. Первую работу после возвращения из Европы художник посвятил российской глубинке, и написал картину – «Забытая деревня». Драматизм настроения выражен в работе в полную силу. Цветовая гамма вторит замыслу автора, насыщая серыми и коричневото-рыжими тонами. Унылый пейзаж будоражит душу состоянием все той же безысходности и тоски. Также щемит сердце при взгляде и на другую картину художника – «Чумацкий тракт» с вереницей телег, утопающих в грязи бездорожья. Отдав дань передвижническому реализму с характерным для этого стиля надломленностью и драматизмом, Куинджи стремится к экспериментам в поисках оригинального стиля.

В 1875 году наступает переломный момент в творчестве А. Куинжи. Он больше пишет с натуры. Увлекаясь пейзажем, он ищет новые возможности для этого жанра. Появляются его картины: «Степь вечером» и «Степь в цвету», где художник раскрывается перед зрителем по-новому. Впечатление от работ Куинджи повышается из-за растущего уровня мастерства. Куинджи всегда оставался верен русской традиции живописи, и не увлекся манерой импрессионистов после посещения Франции и общения с их искусством. Художник выбрал свой путь в искусстве и был верен выбранному направлению.

Одной из знаменитых его картин стало полотно «Украинская ночь», в которой художник с необычайной поэтичностью описал состояние природы, в лучах лунного света. Контраст подчеркнут в картине сопоставлением темного неба в мерцании звезд и освещенных украинских хат, стоящих на высоком берегу реки.

Мастерство Куинджи все больше набирало силу, и к концу 1870-х- началу 1880-х годов появляются такие значительные для его творчества произведения, как «Север» и «Днепр утром». Картиной «Север» художник завершает цикл работ, посвященных суровой красоте ладожской природы, и обращается к теме Крымских пейзажей. В картине «Днепр утром», художник показал великолепную панораму реки в час расцвета, когда легкая дымка, как туман обволакивает все вокруг. Он уловил состояние тишины, рождение нового дня, время пробуждения природы.

Последний шанс: Успейте сделать ставку! Посмотреть все


Совсем другое состояние передано в произведении «После дождя». Картина завораживает цветовыми контрастами яркой зелени и темного, почти черного неба. Создавая эффектное освещение, Куинджи добился небывалой художественной выразительности. Картина отличается мастерством кисти, реалистической трактовкой изображения и богатством цветовой палитры. Поэтичный образ природы создал художник в картине «Березовая роща». Пейзаж пронизан солнечным светом, преображающим все вокруг. В этом произведении декоративное начало соединяется с реалистической манерой исполнения, а в ярком звучном колорите звучит жизнеутверждающее начало.

Самой известной картиной А. И. Куинджи стала картина «Лунная ночь на Днепре», которую он показал в 1880 году на выставке Общества поощрения художеств. Это была выставка одной картины, успех которой стал грандиозным. Появлению этого произведения предшествовала большая и кропотливая работа автора. Было сделано множество натурных эскизов, проведено невероятное количество экспериментов с цветом. Эффект иллюзии света был достигнут путем многочисленных лессировок. У зрителей создавалось такое впечатление, что картина светится изнутри. Некоторые из особенно дотошных посетителей разглядывали задник работы, в поисках источника света. В картине мы чувствуем не только огромный творческий потенциал и эмоциональную насыщенность. У картины есть не только художественная выразительность, но и большой философский смысл, связанный с размышлениями автора.

Творчество Куинджи представляет собой редчайшее явление в истории русского искусства, далекое от искусства передвижников, вышедшее за рамки академических канонов.