Энциклопедия
Лисунов Владимир Евгеньевич
мистический символист

Владимир Евгеньевич Лисунов (1940-2000) - был одним из ярких представителей искусства «андеграундного» Ленинграда, художником-нонконформистом, личность и драматическая история которого создают притягательный и пугающий ореол вокруг его творчества.

Владимир Евгеньевич Лисунов, художник-нонконформист

Он родился 21 марта 1940 г. в Ленинграде, пережил блокаду, с детства обнаружил тягу к рисованию, поэзии, музыке. Выбрав живопись делом своей жизни, он поступил в Академию художеств Ленинграда, где его учителями были Иогансен, Смирнов, Кипарисов.

Первая его выставка состоялась в 1965 году в Ленинградском институте текстильной и легкой промышленности им. С.М. Кирова. Последовали выставки в университете Тарту Эстонии, на факультете журналистики СПбГУ, московском вузе, студгородке на Измайловском проспекте и т.д. Популярные у молодежи, картины Владимира шли вразрез с академическими традициями живописи и советской идеологией. Примерно с 1968 по 1985 год он подвергался давлению со стороны властей: его неофициальные выставки в мастерской В.А. Овчинникова были разгромлены сотрудниками КГБ, которые срывали картины со стен и портили их. Лисунов, по воспоминаниям, встречал этот разбой смехом, чем лишь сильнее разжигал раздражение властей. Ему было запрещено участвовать в экспозициях. В 1975 году, в период выставки авангардного искусства Лисунова держали в изоляции на Литейном, 4. Находясь в заточении, он сделал эскиз «Беглеца», ставшего одной из его самых узнаваемых картин.

Свой стиль творчества Лисунов сам определял как «мистический символизм»; увлекшись Ницше и Кафкой, мифологией, философией гностицизма, Владимир испытывал потребность выразить мысли, свою веру и философию на холсте. Среди картин на религиозные темы – «Воскресенье» 1995.

Лисунов пишет невероятно притягательные и одновременно тревожащие картины. Впечатляет своим мистицизмом картина «Пожар луны» 1980 г.: космический красный цвет, одинокая церковь, длинные тени и ощущение искаженности пространства. Если одни его произведения («Лесные видения» 1995 г.) по эмоциональной, фантастической составляющей напоминают переносящие в другой мир триптихи Иеронима Босха или картины Питера Брейгеля-старшего, то другие, например, «Отрадное» 1998 г., словно делают отсылку к Марку Шагалу по композиции и колористическим решениям. В 80-х Лисунов создает картины в беспредметном стиле («Хрустальные миражи», «Зеркальный бред блужданий»); они пугают и волнуют, эмоционально и идейно наполнены, переносят в невероятный мир, переживаемый автором.

{advt}

Его картины неспокойные. Кроме высокого технического уровня, они оригинальны, выразительны почти до пронзительности, глубокие, искренние, смелые. Во многих из них присутствует ощущение фатальности, предрешенности, отчасти благодаря невероятным цветам, отчасти – реалистической манере изображения и в то же время ощущению размытого пространства. Они погружают в мир фантазий, яркий и пронзительный.

Как личность, он воспринимается современниками как «неотъемлемая часть Невского проспекта 70-х» (Лев Лурье). «Яркий и эпатажный, он был одним из культовых персонажей ленинградского андеграунда». Лисунов носил длинное пальто до пят, широкополую шляпу и красный шарф; в этом образе он изобразил себя в автопортрете 1993 г.

В 1984 году Лисунов вступает в объединение художников  «Остров»; с 1985 г. он снова может полноценно участвовать в выставках: в Гавани (Ленэкспо), персональная выставка «Метаморфозы» в 1988 г., общая в Манеже и т.д. Трагический случай прерывает его планы: 27 июля 2000 г. в результате множественных ножевых ранений Владимир был убит в своей квартире; убийство осталось нераскрытым.

Владимир Евгеньевич Лисунов – всемирно известный художник, его произведения находятся в музейных и частных коллекциях в РФ и за рубежом (в Музее истории Санкт-Петербурга, Художественном музее Нарвы, Музее изобразительных искусств Копенгагена).