Владимир Евгеньевич Лисунов (1940-2000) - был одним из ярких представителей искусства «андеграундного» Ленинграда, художником-нонконформистом, личность и драматическая история которого создают притягательный и пугающий ореол вокруг его творчества.
Он родился 21 марта 1940 г. в Ленинграде, пережил блокаду, с детства обнаружил тягу к рисованию, поэзии, музыке. Выбрав живопись делом своей жизни, он поступил в Академию художеств Ленинграда, где его учителями были Иогансен, Смирнов, Кипарисов.
Первая его выставка состоялась в 1965 году в Ленинградском институте текстильной и легкой промышленности им. С.М. Кирова. Последовали выставки в университете Тарту Эстонии, на факультете журналистики СПбГУ, московском вузе, студгородке на Измайловском проспекте и т.д. Популярные у молодежи, картины Владимира шли вразрез с академическими традициями живописи и советской идеологией. Примерно с 1968 по 1985 год он подвергался давлению со стороны властей: его неофициальные выставки в мастерской В.А. Овчинникова были разгромлены сотрудниками КГБ, которые срывали картины со стен и портили их. Лисунов, по воспоминаниям, встречал этот разбой смехом, чем лишь сильнее разжигал раздражение властей. Ему было запрещено участвовать в экспозициях. В 1975 году, в период выставки авангардного искусства Лисунова держали в изоляции на Литейном, 4. Находясь в заточении, он сделал эскиз «Беглеца», ставшего одной из его самых узнаваемых картин.
Свой стиль творчества Лисунов сам определял как «мистический символизм»; увлекшись Ницше и Кафкой, мифологией, философией гностицизма, Владимир испытывал потребность выразить мысли, свою веру и философию на холсте. Среди картин на религиозные темы – «Воскресенье» 1995.
Лисунов пишет невероятно притягательные и одновременно тревожащие картины. Впечатляет своим мистицизмом картина «Пожар луны» 1980 г.: космический красный цвет, одинокая церковь, длинные тени и ощущение искаженности пространства. Если одни его произведения («Лесные видения» 1995 г.) по эмоциональной, фантастической составляющей напоминают переносящие в другой мир триптихи Иеронима Босха или картины Питера Брейгеля-старшего, то другие, например, «Отрадное» 1998 г., словно делают отсылку к Марку Шагалу по композиции и колористическим решениям. В 80-х Лисунов создает картины в беспредметном стиле («Хрустальные миражи», «Зеркальный бред блужданий»); они пугают и волнуют, эмоционально и идейно наполнены, переносят в невероятный мир, переживаемый автором.
Его картины неспокойные. Кроме высокого технического уровня, они оригинальны, выразительны почти до пронзительности, глубокие, искренние, смелые. Во многих из них присутствует ощущение фатальности, предрешенности, отчасти благодаря невероятным цветам, отчасти – реалистической манере изображения и в то же время ощущению размытого пространства. Они погружают в мир фантазий, яркий и пронзительный.
Как личность, он воспринимается современниками как «неотъемлемая часть Невского проспекта 70-х» (Лев Лурье). «Яркий и эпатажный, он был одним из культовых персонажей ленинградского андеграунда». Лисунов носил длинное пальто до пят, широкополую шляпу и красный шарф; в этом образе он изобразил себя в автопортрете 1993 г.
В 1984 году Лисунов вступает в объединение художников «Остров»; с 1985 г. он снова может полноценно участвовать в выставках: в Гавани (Ленэкспо), персональная выставка «Метаморфозы» в 1988 г., общая в Манеже и т.д. Трагический случай прерывает его планы: 27 июля 2000 г. в результате множественных ножевых ранений Владимир был убит в своей квартире; убийство осталось нераскрытым.
Владимир Евгеньевич Лисунов – всемирно известный художник, его произведения находятся в музейных и частных коллекциях в РФ и за рубежом (в Музее истории Санкт-Петербурга, Художественном музее Нарвы, Музее изобразительных искусств Копенгагена).