Майолика - одна из техник изготовления керамики из обожжённой глины, покрытой цветной глазурью. Предметы, выполненные в технике майолики, отличаются ярким контрастным сочетанием цветов и блеском. Появление термина Майолика было связано с островом Мальорка (Майорка), именно через него изделия, выполненные в этой технике, попадали из Испании в Италию.
История возникновение майолики уходит корнями в Древний Вавилон, Египет. Достаточно себе представить облицованные яркой керамикой стены древних восточных храмов. В Средние века техника производства стала проникать и в Европу, где открылись новые керамические мастерские: Урбинская, Губбионская, Пезаровская. Поскольку в Италию майолика пришла из мавританской Испании, она поначалу сохраняла своеобразии восточного стиля. Этот колорит остался лишь в красках, так как талантливые мастера эпохи Ренессанса создали свой неповторимый образ искусства керамики. Родоначальником майолики в Италии считают флорентийца Лукку делла Робиа, художника, экспериментатора, ювелира, жившего в XV веке.
Он покрывал изделия специальной белой глазурью и подкрашивал ее, добавляя в состав различные компоненты. Цвет глазури такой керамики зависел от использования различных примесей: синий цвет давала входившая в состав окись олова, зеленый получали от меди, а марганец же придавал красивый фиолетовый оттенок.
Знаменитым центром майолики был город Фаэнца, там трудились такие выдающиеся мастера как Бальдассар Манара, который использовал блюда, тарелки, сосуды и другую посуда как художник холст. Керамическая поверхность служила великолепной основой для его работ с интересными живописными сюжетами. Фаэнца и сейчас является одним из знаменитых центров по изготовлению майолики, здесь родился фаянс из каолиновой глины, который торговцы вывозили в другие города Европы. Своего расцвета искусство майолики в Италии достигло в XVII - начале XVIII века. Наряду с традиционным производством облицовочных материалов и выразительных архитектурных рельефов мастера создавали удивительные по красоте произведения мелкой и крупной пластики, посуду и предметы интерьера. На всем протяжении итальянской культуры керамическое производство было на высоте.
Особое место в искусстве керамики занимает скульптура, интерес к которой возобновился в последней четверти XIX века в период эклектики. Для украшения интерьера использовались сюжетные и жанровые композиции с яркой цветовой гаммой. В каждой Европейской стране картина развития керамического промысла была схожа с итальянской, особенность составляли местные традиции и школы.
Знаменитым центром производства майолики стали мастерские в городе Делфте в Нидерландах, куда в XVI веке приехали итальянские мастера и стали создавать керамическую плитку. Взяв себе новые имена на голландский манер, они решили открыть мастерскую, где обучали искусству майолики, в частности, декоративной плитки. Их продукция получила такую популярность, что название ее стало ярким, крылатым и в тоже время, нарицательным - плитка «синий Делфт». Это был отличный материал для облицовки стен и печей.
Особое место в ассортименте производства занимала посуда – яркие декоративные блюда и тарелки с традиционным голландским орнаментом. В Россию такая керамика пришла из Голландии в начале XVIII века. Так, на керамической фабрике, открытой князем Меньшиковым в Стрельне, изготавливали русские изразцы. К середине столетия производство распространилось по всей России.
В таких городах как Ярославль, Москва и их окрестностях стали появляется свои производства израсцов и декоративной керамики. Одной из знаменитых была московская фабрика Гребенщикова. В конце XIX - начале ХХ века прославилась Гжель. Особое место в русском искусстве занимает художественный центр ремесел Абрамцево, где работали выдающие мастера М. Врубель, А. Головин, А. Васнецов.
Новою жизнь в искусство керамики вдохнул стиль модерн, обогатив его живой пластикой и свежей палитрой цвета. Предметы декоративно прикладного искусства отличались изяществом и новизной форм, плавностью и текучестью линий. Фактура глины этого богатого природного материала очень подходила под художественные особенности модерна.
Особое художественное значение майолика имела в оформлении фасадов и интерьеров изразцовыми печами. Скульптурные композиции, украсившие архитектурные сооружения той эпохи вошли в историю как уникальные шедевры модерна. Этот выразительный рельефный декор был характерен как для европейской архитекторы, так и для русских частных особняков.