Маковский Константин Егорович (1839-1915) – выдающийся русский художник, мастер портретного жанра, жанровых и исторических произведений, профессор Академии художеств, романтист и академист.
Маковский особенно известен за свои элегантные салонные портреты. Его холсты сочетали формальное и психологически близкое, величественное и чувственное. Они отличались превосходной техникой, тщательной проработкой деталей и звучными колористическими решениями, свободной и энергичной работой кистью.
Константин Егорович родился в Москве в очень творческой семье, старший ребёнок потомственного дворянина. Его мать была певицей; дети обнаруживали музыкальные и художественные способности. Младшие дети – Владимир, Николай, Александра – впоследствии также стали художниками; живописи посвятит себя и сын Владимира Александр, и дочь Константина Елена. Квартира Маковских стала в 40-е культурным центром, собирая творческих людей разных профессий.
Творчески одарённый Константин рано начал рисовать, под руководством своего первого учителя – отца – копируя гравюры из семейной коллекции. В возрасти 12 лет Константин Егорович поступил в МУЖВЗ, где учился живописи с натуры, получал серебряные медали АХ за свои этюды. В 1857 году поступил в петербургскую АХ, увлёкся историческим жанром, экспонируя свои работы на религиозную тему на академических выставках, получая за них золотые медали. Ещё во время учёбы в Академии, Маковский быстро снискал славу как художник-портретист. В 1863 году произошло переломное событие: четырнадцать блестящих учеников академии, в том числе, Константин Маковский, покинули её, отказавшись писать картины на обозначенную тему из скандинавской мифологии.
В 1870 году Константин Егорович вступает в Товарищество, участвует в разработке его устава, непостоянно, но участвует в их выставках – художнику оказалась ближе академическая среда; известный и популярный, он мог прославить Академию и постоянно участвовал в их экспозициях. В 1867 Маковский получил звание академика, через два года стал професссором. Среди значимых картин этого периода – сюжетно-тематическое "Наставление матери", "Семейный портрет", декоративная жанровая сцена "Дети, бегущие от грозы". Все картины восхищают богатством красок, необычайным мастерством кисти.
Из-за болезни его жены совершил поездку в Каир. Насыщенный экзотический колорит восточных образов и обычаев вдохновили масштабное полотно "Перенесение священного ковра из Мекки в Каир" (1876), посвященная древней мусумальнской традиции – шествию паломников со священным ковром кисва, сотканным лучшими египетскими мастерами, переносимом в специальном сооружении "махмаль", воодружённом на верблюда.