Энциклопедия
Маковский Владимир Егорович
знаменитый русский художник

Маковский Владимир Егорович (1846-1920) – знаменитый русский художник, один из ярких представителей жанровой живописи второй половины XIX века.

Маковский Владимир Егорович, художник

В. Е. Маковский родился в Москве, в 1846 году, в семействе видного деятеля культуры - Е И. Маковского. Его отец был одним из основателей Московского училища живописи ваяния и зодчества. Атмосфера в которой росли Владимир и Константин, будущие знаменитые художники, была творческой, дом Маковских всегда был полон гостей, друзей, художников, деятелей искусства.

Способности к рисованию у Владитира открылись рано, его первым учителем был В. А. Тропинин. Его ранняя работа «Мальчик, продающий квас», была написана в тот самый период, когда он, пятнадцатилетний юноша, был увлечен общением со знаменитым художником. Тропинин не только дал Владимиру первые профессиональные навыки, а научил юношу бережно относиться к натуре, быть точным в рисунке и любить живопись. В 1866 году В. Маковский окончил МУЖВЗ. Его художественными руководителями были знаменитый портретист С. К. Зарянко и живописец Е. С. Сорокин.

В Петербургской Академии Художеств В. Маковский продолжил образование, за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» он получил звание художника первой степени. В. Маковский вошел в историю русского искусства как бытописатель, художник жанровой картины, мастер живописи, тонкий лирик и автор выразительных образов своих современников.

Первой жанровой работой, запомнившейся зрителем, стала картина «В приемной у доктора», представленная на выставке поощрения художеств в 1870 году. Перед зрителем разворачивается сцена как в театре: на первом плане главные действующие лица - пожилая дама с больным зубом и священник, персонажи второго плана терпеливо ждут своей очереди. Батюшка учтиво объясняет старушке, как справиться с ее бедой, советуя проверенный рецепт или молитву, после которой придет долгожданное облегчение. Художник внимателен к деталям и мимике своих героев, ему интересен этот диалог и его развитие. То, что случится потом, он оставляет за кадром, словно вовлекая зрителя в свою игру.

Сюжеты для своих картин Маковский берет из жизни, внимательно наблюдая за жизнью горожан, подмечая их слабости, рассказывая яркие типажи: «В приемной», «Варят варенье», «В швейцарской», «Две сестры», «Две матери», «Выговор». Небольшие по размеру картины отличаются цельностью композиции, а по манере близки к живописи малых голландцев. Здесь тот же интерес к сюжету, тот же сдержанный колорит, гладкий мазок, основанный на тончайших лессировках. Рассказы художника, в которых есть место иронии и тихой грусти, увлекательны. В. Маковский раскрывает в своих работах богатейшую гамму чувств: от легкого лукавства в картине «Секрет», до бури эмоций в картине «Крах банка».

В. Маковский обращался к актуальным темам, писал картины в духе времени, показывая свою жизненную позицию человека неравнодушного к демократическим идеям: «Осужденный», «Узник», «Оправданная», «Ожидание. У острога», «Свидание». В этих работах сила драматического настроения меняет характер живописи. Все внимание приковано к созданию выразительных образов персонажей, к их внутренним и личным переживаниям. Цветовая гамма картин построена на преобладании темных коричневато- серых тонов, освещены только лица героев.

После 1890 годов живописная манера В. Маковского меняется, появляются такие картины как «Девушки, освященные солнцем» (1901). Перед нами совсем другой, не узнаваемый В. Маковский. Тенденция к большей живописности была характерна и для более ранних работ художника 1880-1890-х годов, но в полную силу проявилось гораздо позже.

Творческий поиск был необходим, перемены к новым образам наполнили искусство Маковского новым звучанием. Картина «Девушки» написана по радостному впечатлению художника, словно на одном дыхании. В ней есть этюдность, легкость и свобода кисти, артистизм. Картина пронизана светом и воздухом, радует глаз трепетом юности, яркостью красок и свежестью палитры.

Начало ХХ века- время пленэра в живописи, начало русского импрессионизма. В Творчестве В. Маковского нашли свое отражение все лучшие традиции русского искусства.