Маковский Владимир Егорович (1846-1920) – знаменитый русский художник, один из ярких представителей жанровой живописи второй половины XIX века.
В. Е. Маковский родился в Москве, в 1846 году, в семействе видного деятеля культуры - Е И. Маковского. Его отец был одним из основателей Московского училища живописи ваяния и зодчества. Атмосфера в которой росли Владимир и Константин, будущие знаменитые художники, была творческой, дом Маковских всегда был полон гостей, друзей, художников, деятелей искусства.
Способности к рисованию у Владитира открылись рано, его первым учителем был В. А. Тропинин. Его ранняя работа «Мальчик, продающий квас», была написана в тот самый период, когда он, пятнадцатилетний юноша, был увлечен общением со знаменитым художником. Тропинин не только дал Владимиру первые профессиональные навыки, а научил юношу бережно относиться к натуре, быть точным в рисунке и любить живопись. В 1866 году В. Маковский окончил МУЖВЗ. Его художественными руководителями были знаменитый портретист С. К. Зарянко и живописец Е. С. Сорокин.
В Петербургской Академии Художеств В. Маковский продолжил образование, за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» он получил звание художника первой степени. В. Маковский вошел в историю русского искусства как бытописатель, художник жанровой картины, мастер живописи, тонкий лирик и автор выразительных образов своих современников.
Первой жанровой работой, запомнившейся зрителем, стала картина «В приемной у доктора», представленная на выставке поощрения художеств в 1870 году. Перед зрителем разворачивается сцена как в театре: на первом плане главные действующие лица - пожилая дама с больным зубом и священник, персонажи второго плана терпеливо ждут своей очереди. Батюшка учтиво объясняет старушке, как справиться с ее бедой, советуя проверенный рецепт или молитву, после которой придет долгожданное облегчение. Художник внимателен к деталям и мимике своих героев, ему интересен этот диалог и его развитие. То, что случится потом, он оставляет за кадром, словно вовлекая зрителя в свою игру.
Сюжеты для своих картин Маковский берет из жизни, внимательно наблюдая за жизнью горожан, подмечая их слабости, рассказывая яркие типажи: «В приемной», «Варят варенье», «В швейцарской», «Две сестры», «Две матери», «Выговор». Небольшие по размеру картины отличаются цельностью композиции, а по манере близки к живописи малых голландцев. Здесь тот же интерес к сюжету, тот же сдержанный колорит, гладкий мазок, основанный на тончайших лессировках. Рассказы художника, в которых есть место иронии и тихой грусти, увлекательны. В. Маковский раскрывает в своих работах богатейшую гамму чувств: от легкого лукавства в картине «Секрет», до бури эмоций в картине «Крах банка».