Машков Илья Иванович (1881-1944) - знаменитый русский живописец, мастер натюрморта, основатель, вдохновитель, один из активных участников объединений «Бубновый валет» и «Общества московских художников». Машков вошел в круг художников «Мир искусства», «Московские живописцы», и АХРР, получил имя заслуженного деятеля искусств РСФСР.
И. Машков родился в 1881 год в Рязанской губернии, учился в церковно-приходской школе, потом работал на посылках в бакалейной лавке, а в свободное время рисовал животных и птиц, копировал картинки из журнала «Нива». Его настолько увлекал процесс творчества, что он мог заниматься им самозабвенно, но всегда хотел делать это профессионально. Машков стал брать уроки у Борисоглебского учителя рисования, что во многом определило его судьбу. Он поехал учиться в Москву (1900) и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему посчастливилось учиться у таких талантливых мастеров как А. Васнецов, А. Архипов, Л. Пастернак, В. Серов и К. Коровин. Он любил смотреть в музее картины старых мастеров, среди которых особенно ему нравились Рубенс, Рембрандт, Тициан, Веласкес. Машков хотел увидеть больше, и в 1908 году он отправляется в творческую поездку по городам Европы. Он продолжает изучать западноевропейскую живопись, знакомиться с современными французскими художниками. Ему интересен круг художников постимпрессионистов – А. Матисс, П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог. Его до глубины души потрясла смелость художественных решений и яркий колорит их работ. Он еще с большим воодушевлением увлекается живописью, а когда вернулся в Россию, выбыл из числа учащихся училища и занялся личными творческими поисками и экспериментами. И. Машков возглавил частную студию живописи и рисунка, ставшую необычайно популярной среди молодых художников. До 1917 года студия выпустила около трех тысяч художников, среди которых известными стали P.P. Фальк, В. Е. Мухина, В. Е. Татлин, В. А. Осмеркин, И.В. Клюн, В. Н. Рохлина и многие другие.
Рождение знаменитого «Бубнового валета» случилось в той самой студии Машкова в 1910 году. В следующем году состоялась первая выставка объединения, где окончательно сформировалось его название. С этого времени И. Машков активно учувствует в выставках в России и за рубежом.
Раннее творчество И. Машкова пронизано жизнеутверждающим началом, красноречивой выразительностью предметов и фруктов. Художник охвачен желанием воспевать плоть и цвет, материальность вещей, наслаждается радостью созерцания предметного мира. В своих творческих экспериментах он смел, решителен и дерзок, он игнорирует игру оттенков и богатство цветовых градации. Машков оперирует яркими, локальными красками, и для большей декоративности обводит предметы темным контуром. Он нарочито упрощает технику живописи, выдвигает фрукты на первый план, к самой поверхности холста, усиливает контрасты. Цель работ поразить зрителя неожиданным решением, показать сверх спелость овощей и фруктов, сверх выразительность предметов. За основу своего творческого метода он берет традиции народного лубочного творчества и опыт европейских мастеров: П. Сезанна, П. Гогена, А. Матисса. Не случайно И. Машкова называли «темпераментным московским сезанистом»: «Натюрморт с красным подносом» (1910), «Синие сливы» (1910), «Натюрморт с бананами» (1910) «Натюрморт черепом лошади» (1914), «натюрморт с Бегониями» (около 1910), «Хлебы» (1912), «Натюрморт с виноградом» (1910).
С годами художественная манера Машкова менялась в сторону все большего реализма, в котором он все чаще черпал вдохновение. Работы 1920-1930 годов утрачивают этажность своего звучания, художник внимательнее изучает предмет, изображение которого становиться точнее и подробнее. Художник строит композицию почти по классическому образцу, и не выпячивает предметы на первый план. Цвет усложняется, и становиться менее локальным, красочность и хаотичность пятна уступает место архитектонике предмета: «Фрукты и магнолии» (1934), «Ананасы и бананы» (1938).
Интересное развитие получает в творчестве И. Машкова тема портрета. Его произведение, выставленное на первой выставке «Бубнового валета» - «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», потрясло зрителей смелостью трактовки образов. Привлекала внимание новаторство живописи и искренность образов, узнаваемых и любимых персонажей. В изображении полуобнаженных героев было столько эпатажа и энергии, что работа воспринималась как новый гимн современного искусства. В другом ключе решены его знаменитые «Портрет дамы с фазанами» и «Автопортрет» 1911 года, которые были близки к творчеству фофистов. Художник увлечен процессом развития цветовых возможностей вне всяких канонов. Возможно, под впечатлением от П. Гогена были написаны его «Натурщицы» 1916 года. Здесь тот же изобразительный язык, то же понимание натуры, та же непосредственность образов героинь.
Важное место в творчестве Машкова занимал пейзаж, в котором он решает все те же живописные задачи, что и в натюрморте. Он блестяще владеет кистью, строя форму цветом – локальным, без нюансов и подробностей, ярко представляя красоту мира. В работах 1900-1910-х годов чувствуется влияние живописи П. Сезанна, которое со временем перерастет в свою оригинальную манеру.
После революции внимание к личности Машкова усиливается, его избирают членом Коллегии ИЗО Наркомпроса и приглашают заняться преподаванием в Государственных свободных художественных мастерских. Новые творческие искания в реалистическом ключе привели Машкова в АХРР, с которой он был связан до 1930 года. В начале 1030-х годов художник покидает Москву и уезжает к себе на родину.
Творчество И. Машкова представляет собой яркое явление в истории русского искусства. Его произведения имеют мировую известность, и коллекционную ценность, хранятся в многочисленных музейных и частных собраниях.