Клеман Массье (Clement Massier) (1844-1917) - французский мастер эпохи модерна, потомственный керамист, автор ваз, сосудов и кашпо с выразительным декоративным эффектом, покрытых «металлизированными» глазурями собственной разработки.
Произведения К. Массье отличаются оригинальностью, разнообразием форм, богатством цветовой палитры и изысканностью рисунка. Творчество Массье, соединившее восточные мотивы и тенденции ар-нуво, занимает одну из ярких страниц в истории французского искусства.
Клеман Массье родился на лазурном берегу Франции в городке Валлорис в семье керамиста. Первый навыки художественного мастерства получил в мастерской своего отца, где изготавливали простую, утилитарную посуду для бытовых нужд. Когда Массье унаследовал мастерскую, он решил усовершенствовать производство и расширить ассортимент. Керамические изделия преображавшиеся в своих формах, становились уникальными произведениями искусства. Клеман Массье стоял на пути перемен, его творческие искания и фантазия вдохновляли на совершенствование керамического промысла.
В начале 1881 года Клеман Массье переехал из родного города в Гольф-Жюан, город с удобным месторасположением вблизи железной дороги, соединивший Париж и Лазурным Берегом. Мастерская была перенесена в Гольф-Жюан из стратегических соображений, что во многом объясняло предприимчивость молодого мастера. В новой мастерской Клеман погрузился в творческий процесс.
Он создавал разнообразные декоративные формы ваз и сосудов, занимался разработкой люстровых металлизированных глазурей. Настоящий фурор в художественной жизни Франции был произведен, когда Массье пригласил в свою мастерскую художника Люсьена Леви-Дюрмера, когда они стали создавать непревзойденные по красоте шедевры прикладного искусства. Поверхность предметов играла радужным блеском, краски растекались в причудливых фантастических узорах. Рисунки, нанесенные на вазы, казались необычными, они могли меняться даже в зависимости от освещения и от места в интерьере. Буквально на глазах бесформенные пятна приобретали форму бутонов, цветов, стеблей или женских фигур. А их глянец сбивал с толку. Керамические вазы принимались с первого взгляда за металлические. Это было настоящее волшебство преображения.
Характерный блеск гладкой поверхности, и безупречная форма сосудов с узкими горлышками напоминали зрителям восточную посуду. Ручки ваз поражали разнообразием очертаний и форм. Самые простые из них – это стилизованные стебли растений ассиметрично обвивающих тулово, шипы розы, тугие жгуты. Встречаются вазы с подчеркнуто геометрическими очертаниями ручек, выдержанных в строгой симметрии архитектурных форм.
Самыми выразительными из декоративных элементов стали лебеди и женские фигурки. Тягучесть и удивительная пластика керамических масс таких произведений очаровывала своей оригинальностью и гармонией форм. В этом была эстетика модерна, творческий полет мечты, сказочных ассоциаций и артистического мастерства художников, керамистов, скульпторов.
В 1887 году на Всемирной выставке в Париже Массье и Леви-Дюрмер за свои произведения получили золотую медаль. Все последующие участие мастеров в европейских выставках приносило им большой успех и внимание публики.
Смысл художественной выразительности Массье в стремилении передать тонкую взаимосвязь человека и природы, во всем разнообразии композиционных и пластических решений. Примером может послужить кашпо с неровными, волнообразными краями и сложной рельефной поверхностью, в которою включена обнаженная женская фигура. В сочетании грациозных форм и античного лика есть яркое воплощение женственности, материнства и красоты мира. Эта зыбкая поверхность вместе с эффектным блеском металлизированных эмалей создает иллюзию покачивающихся или вздымающихся волн, в которых нежится Венера - истинная богиня красоты.
Другая известная ваза Массье с высоким гладким туловом, выполненная в 1900 году, казалось бы предвосхищает стиль Ар-Деко. Произведение, совершенное по форме, лаконичное по цветовой палитре, имеет характерные переливы люстровых эмалей. Ручки, четкие по своим очертаниям, плоские и литые по форме, украшены простым геометрическим орнаментом в виде треугольников. Еще одна ваза похожей формы подбоченилась ручками, напоминающими по форме секиры. Поверхность этой вазы завораживает магией цветовых переливов. Из сложной многослойной палитры эмалей, из случайных пятен вдруг вырастаю цветочные орнаменты. Сочетание тонкого рисунка, выполненного золотыми или серебряными красками, и художественных оплывов цветной эмали, придавали шедеврам Массье яркую индивидуальность.
Если формы ваз повторялись художником, то их цветовая насыщенность менялась в зависимости от качества и продолжительности обжига, при котором эмали менялись непредсказуемо.
Среди произведений К. Массье известна одна характерная для его творчества работа - «Кашпо на высокой ножке», декорированное скульптурными изображением лебедей и ирисов. Предмет является ярким образцом стиля модерн, примером умелого сочетания живописных и пластических приемов. Удивительно оригинальна по художественному решению ваза «Золотые Каллы». По зеленому фону молочного оттенка тянуться цветы на длинных голых стеблях. Травянистый цвет эмали, выразительность линии, передают совершенство замысла и незамысловатый дизайн. Рисунок, выполненный золотом лаконичен и прост, но впечатляет своей изысканностью.
Клеман Массье внес неоценимый вклад не только в разработку эмалей, он и усовершенствовал формы изделий, доведя их до большого разнообразия, дополнив рельефными или скульптурными изображениями. Вклад К. Массье в искусство художественной керамики огромен. В своих творческих искания, в приумножении богатства стилистических мотивов, он достиг большого мастерства и совершенства.
В его творениях соединились традиции античности, восточные мотивы и новаторские технические разработки. Такой классический материал как глина в руках Массье словно перерождался в совершенно необыкновенный пластичный материал.
Вазы К. Массье занимают самые выигрышные места в жилом интерьере, преображая все вокруг. Даже спустя столетие они воспитываю вкус к изысканному стилю, вдохновляя новое поколение художников и ценителей модерна. Произведения мастера хранятся в частных коллекциях и музеях по всему миру.