Стиль «Модерн» – от англ. modern (современный)
К концу XIX столетия исторические стили, казалось бы, исчерпали себя. Стремление освободиться от ненужного груза прошлого, которое пронизывало все сферы искусства, привело к рождению «нового», «современного» стиля, то есть «Модерна», как его чаще называли в России. Истоки модерна находят в 1870-1880-х годах, а периодом его расцвета стали 1910-е годы. Многие исследователи считают, что Модерн был не стилем, а скорее общеевропейским движением протеста против безвкусицы прошлого, которое связывалось тогда с эклектикой. Модерн не оставил после себя грандиозных ансамблей, сравнимых, например, с дворцовыми комплексами барокко и классицизма, ярче всего проявился в архитектуре и прикладном искусстве. На общем подъеме культуры и науки модерн был явлением эпохи, был связан с тем долгожданным обновлением – не только внешним, но и духовным – откликнулся на достижения промышленного прогресса новыми конструктивными и дизайнерскими решениями.
Художественный образ пространства тяготел к синтезу искусств, из которых главная роль отводилась монументальному творчеству. Большие мозаичные и живописные панно, цветные витражи, камины, разнообразие скульптурных форм в декоре зданий, художественная ковка – все это наполняло пространство, делая его более функциональным, современным, одухотворенным. Оформление особняков и общественных зданий в едином стиле предоставляло творцам полную свободу выбора разнообразнейших форм декора.
Можно сказать, что интерьер как определяющая сторона бытовой и духовной жизни человека сыграл в рождении нового стиля одну из главных ролей. Внутреннее убранство прекрасного дома с продуманным интерьером, заполненным красивыми вещами, требовало особого комфорта, уюта и функциональности. Основным принципом модерна было динамическое равновесие в единстве природы, человека и связывающего их искусства. В природе не было прямых углов, поэтому модерн тоже отказывался от строгих, прямых геометрических линий. Корпусная мебель приобрела простоту, изящество и текучесть форм, дополнялась изысканной фурнитурой, а в плавных изгибах спинок кресел и диванов, дугах подлокотников и ножек прослеживался намек на гнутые линии переплетения ветвей и стеблей растений. Мебель модерна лишена массивности, она более легкая и простая по конструкции. Палитра материалов становиться шире: к красному дереву, палисандру и тополю добавляются другие породы дерева, текстура которых имеет важное художественное значение. Мастера все больше отдавали предпочтение клену, ореху, дубу, розовому дереву, золоченую бронзу заменяли инкрустацией костью и перламутром, а также использовали витражное цветное стекло. Декор мебели изменился в сторону подражания природе. Цветочные и растительные мотивы вошли в оформление предметов с той естественной легкостью, которая сравнима, пожалуй, лишь с творческим вдохновением. Любимыми цветами модерна были водяные лилии, ирисы, фиалки, лотосы, папоротники, колосья. Они вплетались в декор резьбы или выполнялись в искусной технике маркетри, встречались в мозаике, декоративной росписи, художественном литье и составляли узор тканей обивки мебели. Художники модерна с особым трепетом относились к миру насекомых и птиц, изображению которых уделялось не меньше внимания, чем цветам.
Наряду с сильно изменившимися традиционными предметами мебели появились совершенно новые произведения, отвечающие строгим требованиям функциональности и новой эстетики. Прекрасно обыгрывали пространства так называемые «шкафы-купе», представлявших собой монолитную конструкцию из дивана, полок и различных шкафчиков. Такие композиции имели разнообразные вариации, порой включали в себя еще и камин или зеркало, а иногда соединяли между собой сразу несколько диванов. Все зависело от размеров помещения, общего художественного замысла и всеопределяющей воле заказчика. Всевозможные горки и полочки стали теми функционально необходимыми предметами, которые приняли на себя все то колоссальное множество вещиц и произведений мелкой пластики, которым был так богат модерн. Фотографии в изящных рамочках, статуэтки, вазочки, декоративные тарелки, коробочки – все это расставлялось рукой благородной хозяйки по местам.
Одним из неотъемлемых атрибутов обстановки дома стали столовые гарнитуры, центральное место в которых занял буфет для хранения и демонстрации красивой модерновой посуды. Над столом висела люстра-телескоп, абажур который плавно перемещался по своему остову вверх и вниз. С открытием фирмы «Тонет» и появлением мебели из гнутой древесины образ интерьера все больше менялся и стремился к простоте естественных форм. Эта мебель настолько удобна, что знаменитые венские стулья, завоевавшие весь мир в начале ХХ века, не выходят из моды и поныне. Еще одно славное приобретение модерна – это разнообразные многоярусные этажерки, которые, так же как и полочки, были обильно заставлены различными декоративными предметами.
Ярким представителем искусства модерн во Франции был выдающийся мастер Луи Мажорель, творчество которого прославило его мастерскую в Нанси, сделав этот город одним из центров европейского модерна. В мастерских прославленного Эмиля Галле изготавливалась замечательные предметы мебели с характерными природными мотивами в декоре. Неповторимый стиль модерна создавал и французский мастер Леон Бенувиль. Его авторские интерьерные ансамбли отличались единством художественного решения и изысканностью. Мебель дизайнера Эктора Гимара привлекала внимание знатоков искусства своей оригинальностью стиля. В Англии стиль модерн нашел яркое воплощение в творчестве Чарльза Ренни Макинтоша, который использовал в своем дизайне простые разнообразные геометрические формы.
Мебель русского модерна отличался своими неповторимыми особенностями и народным колоритом. Под Москвой в конце XIX века в Абрамцево в имении С. Мамонтова образовался художественный центр, где работали Е. Поленова и братья Васнецовы. Мебель украшалась резьбой и росписью, напоминая орнаменты русских прялок. Здесь возрождались традиции народного творчества, использовалось все то разнообразие мотивов, которым славился русский быт и фольклор. В 1903 году и в Талашкино в имении М. Тенишевой открылись мастерские, где создавали свои уникальные произведения Н. Рерих, М. Врубель и С. Малютин, К. Коровин, И. Репин. В мотивах декора преобладал растительный орнамент, а в резьбе – ярко выраженная сказочная тематика. Мастерские в Талашкине привлекали талантливых мастеров со всей России, тех, кто с любовью и трепетом относился к народным ремеслам и черпал вдохновение в народных традициях.
Одной из знаменитых петербургских фирм, создававших великолепную мебель в стиле модерн с витражными вставками, была мастерская X. Розенберга. Но, пожалуй, самой известной петербургской фирмой по производству мебели рубежа XIX XX веков была фирма Ф. Мельцера, поставщика императорского двора. Образцом нового стиля, выполненного в этой мастерской, стала Кленовая гостиная, заказанная Александрой Федоровной, и парадный кабинет Николая II для Александровского дворца.
Модерн не случайно назвали «международным» стилем. В этом сказалась универсальность его определяющих черт, популярность знаменитого прикладного искусства, которые способствовали его распространению, а также широкомасштабное промышленное производство. Модерн стал эпохой, ярким, насыщенным художественными событиями, неповторимым явлением, объединившим талантливых мастеров всех сфер искусства по всему миру.