Моисеенко Евсей Евсеевич (1916-1988) - знаменитый советский живописец, художник большого дарования. В его произведениях соединились традиции русской школы живописи и черты народного искусства, в них есть жизнеутверждающее начало и огромный философский смысл. Творчество Моисеенко посвящено современникам, пережившим войну, его искусство завещано будущим поколениям как священная память. Жизненный и творческий путь Евсея Евсеевича – это испытание судьбы, это история, насыщенная событиями, ставшая для многих примером. Он прошел войну, был захвачен в плен фашистами и пережил ужасы концлагеря, а потом был освобожден и встретил Великую победу в Ленинграде.
Е. Е. Моисеенко родился в Белоруссии в крестьянской семье, жил среди простых людей, занимавшихся сельским хозяйством, находивших радость в общении с природой. Красота родных мест была самым ярким впечатлением детства, и со временем переросло желание стать художником. Е. Моисеенко учился в Московском художественно-промышленном техникуме, осваивал художественную роспись по металлу, побывал почти во всех центрах народных промыслов Москвы и Подмосковья. Перед войной приехал в Ленинград и поступил в Академию, но прервал учебу и с народным ополчением ушел на фронт.
После окончания войны Е. Моисеенко вернулся в институт, и с успехом окончил его. Он до конца был верен избранной цели, стал учеником талантливого педагога – профессора А. А. Осмеркина, раскрывавшего своим студентам путь к ясной композиции, выразительному колориту и чистоте цвета. Дипломной работой Евсея Евсеевича стала картина о легендарном герое, о трагической судьбе человека. Картина студента Моисеенко «Генерал Доватор» была признана одной из лучших на курсе. В ней чувствовалась непостижимая жизненная энергия, стремительный «кавалерийский ритм», радость предвкушения победы. За этим произведением, казалось, стоит не дипломированный студент, а зрелый мастер. Картина пронизана патриотическими чувствами, который художник пронесет потом через всю жизнь. Это юношеский романтизм был родом из детства, где любимыми героями были Буденный, Чапаев.
Темы революции и гражданской войны станут основными в творчестве Моисеенко. В 1950-е годы он создает цикл работ, посвященный героям доблестной Красной Армии: «Орленок», «Трубач Первой Конной», «Прощание», «Первая Конная». Моисеенко выступает здесь не как исторический летописец, а увлекает зрителя новизной и свежестью своих впечатлений. Он создает поэтические образы, пронизанные размышлениями о героических судьбах.
Этапным произведением Е.Е. Моисеенко стала картина «Красные пришли» (1961). Около пяти лет художник вынашивал идею произведения, собирал материалы, делал натурные зарисовки, этюды, писал портреты бойцов, работал над общей композицией картины. Эта картина, наделенная повествовательным подтекстом, стала олицетворением героической истории. Несмотря на реалистический характер произведения, его замысел близок к романтизму. Перед зрителем на первом плане картины - скачущие всадники, несущиеся на лошадях по деревенской улице. Это символ эпохи, это торжественный манифест нового времени. В каждом мазке мастера чувствуется темперамент, в каждом верном ударе кисти невероятная свобода движения. Эмоциональное напряжение в картине подчеркнуто звучным колоритом, основанного на контрастном сочетании красного, белого и коричневого цвета.