Энциклопедия
Моисеенко Евсей Евсеевич
советский живописец

Моисеенко Евсей Евсеевич (1916-1988) - знаменитый советский живописец, художник большого дарования. В его произведениях соединились традиции русской школы живописи и черты народного искусства, в них есть жизнеутверждающее начало и огромный философский смысл. Творчество Моисеенко посвящено современникам, пережившим войну, его искусство завещано будущим поколениям как священная память. Жизненный и творческий путь Евсея Евсеевича – это испытание судьбы, это история, насыщенная событиями, ставшая для многих примером. Он прошел войну, был захвачен в плен фашистами и пережил ужасы концлагеря, а потом был освобожден и встретил Великую победу в Ленинграде.

Моисеенко Евсей Евсеевич, художник

Е. Е. Моисеенко родился в Белоруссии в крестьянской семье, жил среди простых людей, занимавшихся сельским хозяйством, находивших радость в общении с природой. Красота родных мест была самым ярким впечатлением детства, и со временем переросло желание стать художником. Е. Моисеенко учился в Московском художественно-промышленном техникуме, осваивал художественную роспись по металлу, побывал почти во всех центрах народных промыслов Москвы и Подмосковья. Перед войной приехал в Ленинград и поступил в Академию, но прервал учебу и с народным ополчением ушел на фронт.

После окончания войны Е. Моисеенко вернулся в институт, и с успехом окончил его. Он до конца был верен избранной цели, стал учеником талантливого педагога – профессора А. А. Осмеркина, раскрывавшего своим студентам путь к ясной композиции, выразительному колориту и чистоте цвета. Дипломной работой Евсея Евсеевича стала картина о легендарном герое, о трагической судьбе человека. Картина студента Моисеенко «Генерал Доватор» была признана одной из лучших на курсе. В ней чувствовалась непостижимая жизненная энергия, стремительный «кавалерийский ритм», радость предвкушения победы. За этим произведением, казалось, стоит не дипломированный студент, а зрелый мастер. Картина пронизана патриотическими чувствами, который художник пронесет потом через всю жизнь. Это юношеский романтизм был родом из детства, где любимыми героями были Буденный, Чапаев.

Темы революции и гражданской войны станут основными в творчестве Моисеенко. В 1950-е годы он создает цикл работ, посвященный героям доблестной Красной Армии: «Орленок», «Трубач Первой Конной», «Прощание», «Первая Конная». Моисеенко выступает здесь не как исторический летописец, а увлекает зрителя новизной и свежестью своих впечатлений. Он создает поэтические образы, пронизанные размышлениями о героических судьбах.

Этапным произведением Е.Е. Моисеенко стала картина «Красные пришли» (1961). Около пяти лет художник вынашивал идею произведения, собирал материалы, делал натурные зарисовки, этюды, писал портреты бойцов, работал над общей композицией картины. Эта картина, наделенная повествовательным подтекстом, стала олицетворением героической истории. Несмотря на реалистический характер произведения, его замысел близок к романтизму. Перед зрителем на первом плане картины - скачущие всадники, несущиеся на лошадях по деревенской улице. Это символ эпохи, это торжественный манифест нового времени. В каждом мазке мастера чувствуется темперамент, в каждом верном ударе кисти невероятная свобода движения. Эмоциональное напряжение в картине подчеркнуто звучным колоритом, основанного на контрастном сочетании красного, белого и коричневого цвета.

Большой цикл работ Е. Моисеенко посвятил событиям Великой отечественной войны. Тема романтики уходит из его произведений, он наполняет свои картины трагическим реализмом, старается быть ближе действительности, яснее и проще выражать свои мысли. В 1960 году появляется его картина «Ополченцы», посвященная мужеству солдат, которые в боях под Пулковом, стояли насмерть, чтоб не пропустить врага. Сюжеты его произведений, это не придуманные истории, это события свидетелем которых он был. «Этого забыть нельзя» (1962) - девять картин, небольшого формата посвящены узникам концлагеря. Художник выразил то, о чем нельзя забыть. Перед зрителем глаза замученных узников, изнеможенных детей, переживших ужас плена. Каждая картина пронизана болью, горечью, сопереживанием. Большое место в творчестве Е. Е. Моисеенко занимают картины о родном крае, в которых он рассказывает о мирном труде своих односельчан, о крестьянском быте. Все чаще мы обращает на себя внимание образ мальчишки, который встречается в его произведениях довольно часто. Этот лирический герой - сам автор, а его рассказы – это воспоминания детства: «Сергей Есенин с дедом» (1964), «Товарищи» (1964) «Земля». Произведения свидетельствуют о высоком мастерстве художника, о его исключительном даровании живописца и высоко одухотворенной личности. За эти картины художник получил не только признание зрителей, но и был удостоен звания народного художника РСФСР.

Творчество Е. Е. Моисеенко многогранно. Ему были интересны и подвластны все направления живописи. Он был мастером портрета, писал удивительно тонкие лирические пейзажи, замечательнее натюрморты, создавал картины на жанровые и бытовые темы. В историю изобразительного искусства он вошел как яркий живописец, как художник романтик, философ своего времени, эпохи овеянной героизмом военных лет.