Энциклопедия
Муравьев Владимир Леонидович
(1861 — 1940) — знаменитый русский художник

Муравьев Владимир Леонидович, граф (1861 — 1940) — знаменитый русский художник, мастер живописных эффектов, обладавший уникальным даром колориста, со свойственной ему артистичной манерой изображения, он вдохнул поэзию в охотничий сюжет, рассказал в своих работах о красоте русской природы. Графа Муравьева называют модным художником начала ХХ века, за то, что он сумел обратить внимание зрителей на свое творчество и поэтизировал охотничий мотив. Мастерство кисти в его произведениях достигало необычайной виртуозности. Он был приверженцем традиций русской живописи и развивал свое искусство в русле собственных творческих исканий. 

Муравьев был  участником Академических выставок и состоял в Обществе художников и Обществе русских акварелистов. Его работы постоянно появлялись на страницах журналов по искусству. Граф Муравьев привлекал внимание зрителя и своей личной биографией. Он был молод и хорош собой, духовно тонок и раним. Его увлечения, бурная светская жизнь и, наконец, брак со знаменитой Верой Комиссаржевской, а потом ее сестрой Надеждой – все это обсуждалось публикой не меньше, чем работы художника.

Владимир Леонидович был дворянином по происхождению, внуком знаменитого графа М.Н.Муравьева, подавившего восстание в Польше. Военная карьера не привлекала юношу, он стал вольнослушателем АХ, учился в мастерских М.К. Клодта и брал уроки у К.Я.Крыжицкого. Но настоящим кумиром графа Муравьева был художник Ю. Ю . Клевер. Занятия Муравьева в Академии нельзя было назвать систематическими, он вел свободный образ жизни, а стены АХ, как ему казалось, сковывали его творческие порывы.

Ю. Ю. Клевер стал для Муравьева и учителем, и наставником, и добрым другом. Он подражал ему во всем, вникал во все тонкости живописной манеры великого мастера. Особый восторг у Муравьева вызывали клеверовские закаты и виртуозная техника их исполнения. Он с неутомимой жаждой познавал живописные секреты мастерства своего учителя. Такие же пылающие красками заката пейзажи встречаются и у Муравьева.

Сюжетные работы графа Муравьева были разнообразны. Он посвятил свое творчество русскому лесу, в котором главное место занимает зимний пейзаж. В изображении заснеженных сосен, елей, берез, одиноких хижин, есть особая живописность и сокровенная тайна. Каждый художник по своему пишет снег, добиваясь подвижности, мягкости и рыхлости его фактуры. Внимание зрителя привлекала искренность и профессиональное мастерство Муравьева. Можно подолгу стоять у работ гения, любуясь сказочной красотой леса и его обитателей. Возможно, что именно в зимнем пейзаже художнику удавалось ярче всего подчеркнуть цветовой контраст, выразить напряженность цветового аккорда.

Его сказочные романтические пейзажи населяли лоси, медведи, куропатки и глухари, лисы, зайцы. В них есть и трогательность, и образность и внутренняя гармония. Муравьев сам был заядлым охотником, знал все тонкости этого дела и великолепно изучил повадки зверей и птиц. В его картинах есть некоторый театральный мотив, больше всего проявляющийся в композиции картин, которые всегда выверены и точны. Стволы деревьев выполняют условную роль - кулис, а в центре холста – главный герой. Одним из известных мотивов Муравьева  стал пейзаж с лосем на фоне зимнего леса, заката или на берегу реки. Художник подчеркивает все достоинства этого горделивого животного, одновременно любуясь его грацией и грозной силой. Такие пейзажи преисполнены торжеством и эмоциональным подъемом, который передается от художника к публике.

Бегущая по снегу лиса не могла ускользнуть от цепкого взгляда художника, и она тоже стала героиней сюжета. В каждой работе художника прослеживается неразрывная связь животного и природы как единого целого в гармонии мироздания. Муравьев не писал кровавых сцен охоты. Он с любопытством охотника выслеживал добычу, но не делал резких движений и выстрелов. Токующие глухари – большая редкость для глаза. Однако, художник сумел донести до нас это увлекательное зрелище, терпеливо наблюдая за дикими птицами. Этот мотив повторяется у Муравьева постоянно. 

Его любимыми героями были медведи, которых он писал в разное время года, подмечая особенности характера зверя. Живописец обладал великолепной зрительной памятью, которая помогала ему работать над картиной уже в мастерской. Художнику было важно создать образ, точный и достоверный. Взаимодействие Муравьева с натурой и с переходными состояниями в природе были не так важны автору, как, например, художникам импрессионистам. Он всегда писал в своей технике, заимствуя только те новшества, которые не разрушили его художественный театр. Со временем Граф Муравьев отошел от клеверовской манеры и искал новые изобразительные средства. Однако он не уходил далеко от классической традиции, и больше всего его привлекала живописная фактура и широкий мазок, с которой он плодотворно работал. Часто он придавал им объем наслоением краски, а потом процарапывал стволы и ветви деревьев пером.

Муравьев работал в технике масляной живописи, а на рубеже XIX- XX веков увлекся смешанной техникой, использовал акварель, гуашь, белила.

После октябрьской революции Владимир Леонидович уехал за границу, где продолжал писать пейзажи на любимые темы. Круг его почитателей сужался, он все больше погружался в свой созданный мир образов.

Когда он вернулся в Россию, то жил в Ростове на Дону, писал, так как умел, все в том же оригинальном стиле, постепенно ощущая угасание своей популярности. В послереволюционной России изменилось отношение к призванию художника. Молодой стране Советов нужны были новые темы и новые образы. Тот круг богатых покупателей, заказчиков и почитателей романтических сцен графа Муравьева канул в Лету. Некогда знаменитый и модный художник стал никому не нужен, и был вынужден продавать свои картины на ярмарках за гроши.

Последний шанс: Успейте сделать ставку! Посмотреть все

Творчество графа Муравьева, популярное сегодня, занимает одну из увлекательных страниц в истории русского искусства. Его работы узнаваемы и высоко оценены коллекционерами, они хранятся в музеях и частных собраниях.