Муравьев Владимир Леонидович, граф (1861 — 1940) — знаменитый русский художник, мастер живописных эффектов, обладавший уникальным даром колориста, со свойственной ему артистичной манерой изображения, он вдохнул поэзию в охотничий сюжет, рассказал в своих работах о красоте русской природы. Графа Муравьева называют модным художником начала ХХ века, за то, что он сумел обратить внимание зрителей на свое творчество и поэтизировал охотничий мотив. Мастерство кисти в его произведениях достигало необычайной виртуозности. Он был приверженцем традиций русской живописи и развивал свое искусство в русле собственных творческих исканий.
Муравьев был участником Академических выставок и состоял в Обществе художников и Обществе русских акварелистов. Его работы постоянно появлялись на страницах журналов по искусству. Граф Муравьев привлекал внимание зрителя и своей личной биографией. Он был молод и хорош собой, духовно тонок и раним. Его увлечения, бурная светская жизнь и, наконец, брак со знаменитой Верой Комиссаржевской, а потом ее сестрой Надеждой – все это обсуждалось публикой не меньше, чем работы художника.
Владимир Леонидович был дворянином по происхождению, внуком знаменитого графа М.Н.Муравьева, подавившего восстание в Польше. Военная карьера не привлекала юношу, он стал вольнослушателем АХ, учился в мастерских М.К. Клодта и брал уроки у К.Я.Крыжицкого. Но настоящим кумиром графа Муравьева был художник Ю. Ю . Клевер. Занятия Муравьева в Академии нельзя было назвать систематическими, он вел свободный образ жизни, а стены АХ, как ему казалось, сковывали его творческие порывы.
Ю. Ю. Клевер стал для Муравьева и учителем, и наставником, и добрым другом. Он подражал ему во всем, вникал во все тонкости живописной манеры великого мастера. Особый восторг у Муравьева вызывали клеверовские закаты и виртуозная техника их исполнения. Он с неутомимой жаждой познавал живописные секреты мастерства своего учителя. Такие же пылающие красками заката пейзажи встречаются и у Муравьева.
Сюжетные работы графа Муравьева были разнообразны. Он посвятил свое творчество русскому лесу, в котором главное место занимает зимний пейзаж. В изображении заснеженных сосен, елей, берез, одиноких хижин, есть особая живописность и сокровенная тайна. Каждый художник по своему пишет снег, добиваясь подвижности, мягкости и рыхлости его фактуры. Внимание зрителя привлекала искренность и профессиональное мастерство Муравьева. Можно подолгу стоять у работ гения, любуясь сказочной красотой леса и его обитателей. Возможно, что именно в зимнем пейзаже художнику удавалось ярче всего подчеркнуть цветовой контраст, выразить напряженность цветового аккорда.
Его сказочные романтические пейзажи населяли лоси, медведи, куропатки и глухари, лисы, зайцы. В них есть и трогательность, и образность и внутренняя гармония. Муравьев сам был заядлым охотником, знал все тонкости этого дела и великолепно изучил повадки зверей и птиц. В его картинах есть некоторый театральный мотив, больше всего проявляющийся в композиции картин, которые всегда выверены и точны. Стволы деревьев выполняют условную роль - кулис, а в центре холста – главный герой. Одним из известных мотивов Муравьева стал пейзаж с лосем на фоне зимнего леса, заката или на берегу реки. Художник подчеркивает все достоинства этого горделивого животного, одновременно любуясь его грацией и грозной силой. Такие пейзажи преисполнены торжеством и эмоциональным подъемом, который передается от художника к публике.
Бегущая по снегу лиса не могла ускользнуть от цепкого взгляда художника, и она тоже стала героиней сюжета. В каждой работе художника прослеживается неразрывная связь животного и природы как единого целого в гармонии мироздания. Муравьев не писал кровавых сцен охоты. Он с любопытством охотника выслеживал добычу, но не делал резких движений и выстрелов. Токующие глухари – большая редкость для глаза. Однако, художник сумел донести до нас это увлекательное зрелище, терпеливо наблюдая за дикими птицами. Этот мотив повторяется у Муравьева постоянно.
Его любимыми героями были медведи, которых он писал в разное время года, подмечая особенности характера зверя. Живописец обладал великолепной зрительной памятью, которая помогала ему работать над картиной уже в мастерской. Художнику было важно создать образ точный и достоверный. Взаимодействие Муравьева с натурой и с переходными состояниями в природе были не так важны автору, как, например, художникам импрессионистам. Он всегда писал в своей технике, заимствуя только те новшества, которые не разрушали его художественный театр. Со временем Граф Муравьев отошел от клеверовской манеры и искал новые изобразительные средства. Однако он не уходил далеко от классической традиции, и больше всего его привлекала живописная фактура и широкий мазок, с которой он плодотворно работал. Часто он придавал им объем наслоением краски, а потом процарапывал стволы и ветви деревьев пером.
Муравьев работал в технике масляной живописи, а на рубеже XIX- XX веков увлекся смешанной техникой, использовал акварель, гуашь, белила.
После октябрьской революции Владимир Леонидович уехал за границу, где продолжал писать пейзажи на любимые темы. Круг его почитателей сужался, и он все больше погружался в свой созданный мир образов.
Когда он вернулся в Россию, то жил в Ростове-на-Дону, писал всё в том же оригинальном стиле, постепенно ощущая угасание своей популярности. В послереволюционной России изменилось отношение к призванию художника: молодой стране Советов нужны были новые темы и новые образы. Тот круг богатых покупателей, заказчиков и почитателей романтических сцен графа Муравьева канул в Лету. Некогда знаменитый и модный художник стал никому не нужен и был вынужден продавать свои картины на ярмарках за бесценок.
Творчество графа Муравьева, популярное сегодня, занимает одну из увлекательных страниц в истории русского искусства. Его работы узнаваемы и высоко оценены коллекционерами, они хранятся в музеях и частных собраниях.