Оболенский Николай Николаевич – русский художник пейзажист, ученик Ю. Клевера.
Н. Оболенский родился в Баку 16 декабря 1863 года в семье коллежского секретаря, которого потерял еще в младенчестве. В 1882 году Николай поехал поступать в Академию Художеств, выдержал экзамен, и был принят как вольнослушатель, но по состоянию здоровья закончить обучение так и не смог. Он был усердным учеником, освоил азы композиционного построения картины и рисунка, приобрел общие художественные навыки. После того как Оболенский оставил академию и остался один в чужом городе, где был вынужден искать средства к существованию, художник стал сотрудничать с популярным в то время журналом «Нива».
С 1887 по 1892 год он делал для издания рисунки, среди которых часто встречались сюжетные и жанровые композиции, портреты, работы на тему Кавказа: «Осетинский пастушок», «Чеченская Мельница» и многие другие. Эта ранняя графика, быть может, не совсем совершенная по рисунку и наивная по содержанию, отличается искренностью изобразительного языка и имеет подлинное авторство Н. Оболенского. После «Нивы» художника приглашали в другие известные журналы.
В 1892 году Оболенский познакомился с Ю. Ю. Клевером, который пригласил его к себе в качестве ученика и помощника. Художнику едва исполнилось тридцать лет, а он еще находился в творческом поиске своей манеры письма. Попав под сильное влияние мастера, он профессионально вырос. Его пейзажи приобрели разнообразие, мазок стал более смелым, в его живописи появились новые световые и цветовые эффекты.
Мотивы пейзажей Оболенского и Клевера роднили традиции русской живописи и общие темы. Невероятно мощная, творческая харизма Ю. Клевера могла забить любой находившийся рядом талант. Работая рядом с мастером, Н. Оболенский стремился сохранить индивидуальность, и ему это часто удавалось. Некоторые мотивы клеверовских пейзажей придуманы именно Оболенским. Он заимствовал у метра художественные приемы, осваивал его уникальную технику и постоянно развивался творчески. Любимая тема, к которой Н. Оболенский часто обращался, была связанна с природой Кавказа: «Горный ручей», «Морской прибой» (1900), «Горный пейзаж». Произведения отличаются цельностью композиции и великолепным знанием натуры.
Оболенский периодически приезжал на Кавказ, писал там свои этюды, делал путевые зарисовки. Художник великолепно передавал предзакатное состояние моря, порывов ветра, или стихию бурлящего потока воды. Горные вершины на его картинах величественны, а море - прекрасно в своем волнении. В его палитре преобладали зеленоватые и коричневатые тона, но порой художник стремился в декоративность цвета, к новым эффектам освещения.
Творчество Н. Н. Оболенского представляет интерес для исследователей искусства, его картины хранятся в частных коллекциях, а в музейных собраниях его работы – большая редкость.