Энциклопедия
Петровичев Петр Иванович
(1874-1947) – русский живописец, пейзажист

Петровичев Петр Иванович (1874-1947) – русский живописец, пейзажист.

Творчество Петровичева представляет собой одну из ярких страниц в истории отечественного искусств. 

Самобытность таланта и традиции и традиции русского импрессионизма нашли в его произведениях удивительную гармонию. В работах нет надуманных композиций и эффектных цветовых аккордов, художественному решению его работ свойственна искренность восприятия натуры и свежесть впечатлений, которые выливаются в серии живописных этюдов.

Фактура поверхности холста всегда сложная и многослойная, густой пастозный мазок уверенно лепит форму. Художник работает широкой кистью и мастихином, а порой его мазок приобретает дробность и порывистость музыкального стаккато. Возникает ощущение воздушности и легкой вибрации, создающей иллюзию трепета натуры. 

П. И. Петровичев родился в 1874 году в Ярославской губернии. Окончил московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1903 году, и вошел в мир искусства на рубеже столетий. Многоликость и пестрота художественной жизни, которая единым и мощным потоком пыталась размыть фундаментальные основы традиционной реалистической живописи, была преодолена художником. 

У П. Петровичева были талантливые учителя, оценивая наследия которых мы понимаем - на какой почве вырос этот яркий творческий потенциал. В его художественной манере соединились два творческих метода – это эмоционально эпический от И. Левитана и импрессионистический от Серова. Петровичев сложился как мистер довольно рано, и его участие в выставках Товарищества передвижников, и выставках союза русских художниках всегда выло отмечено положительной реакцией зрителе, критиков и коллег. 

Несмотря на программные темы, которое требовало от художника время, он сумел создать в своем искусстве оригинальный стиль, не изменив традициям русской школы живописи. Его пейзажи очень поэтичны. Воспевая красоту родной природы и древнерусской архитектуры, он стремится передать это выразительный, но не яркий северный колорит. Лирический мотив, доминирующий позволяет сполна насладиться очарование старинных русских городов как Ростов Великий, Суздаль, Новгород, Ярославль, Кострома, Сергиев-Посад. 

Пейзажи Москвы с Видом Кремля и другими известными храмами стало отдельной темой творчества. Петровичев работал с натурой с деликатной точностью, в своей яркой манере, размашисто широко и торжественно по колориту. Он смело варьировал размер холста, добиваясь панорамного вида, или наоборот вытягивал композицию по вертикали, что бы подчеркнуть величие вековых деревьев. Писал Петровичев и окрестности Москвы. Живописные пейзажи Кусково, Царицыно, Останкино, а также виды городских парков радуют глаз разнообразием мотивов и выразительных композиционных решений с изображением беседок и усадебных домой с колоннадой и мезонином. 

Продолжая традиции мастеров XIX века, Петровичев представляет нам и интерьеры все тех же дворянских гнезд, который со временем превратились в музейные экспозиции. Старинная мебель из красного дерева и карельской березы, картины и зеркала в золоченых рамах, персидские ковры на полу, во всем этом ощущается гармония и уют. В этих работах он вместе со свои поколением художников с грустью вспоминает о прошлом столетии, уходящем золотом веке нашей культуры. 

В традициях живописных традициях Грабаря написана картина «Осень. Березы», . 1917. Тянущиеся к солнцу деревья и панорамный пейзаж раскрывающий перспективу русского лесного пейзажа с рекой и полянами. Пейзаж пронизан утверждением поэтической красоты родной природы. Картина с видом на храм Христа Спасителя из Нескучного сада, написанная в 1922 году привлекает внимание свежестью палитры, чистотой цвета, сочетанием ярких тонов: голубого, синего, охристого и желтого. Не всегда в произведения Петровичева несли себе торжество ярких цветов, палитра часто приобретала сумрачные и приглушенные оттенки: «Весна. Ельник», «Март», «Пейзаж с церковью», «Сосны на поляне». 

Натюрморты Петровичев писал в традициях коровинской живописи. Пышные букеты роз на голубом фоне синей драпировки, особенно выразительны. В натюрмортах Петровичева есть особенная радость жизни и ощущение праздника.


Произведения П. И. Петровичева отличаются высоким художественным уровнем и особой коллекционной ценностью, хранятся в крупнейших музеях России и частных собраниях.