Пластов Аркадий Александрович (1893-1972) – советский классик, мастер живописи, получивший звания народного художника СССР и лауреата Ленинской и Сталинской премий, ставший действительным членом АХ СССР, заслуживший множество других наград и премий. Пластов вошел в историю русского искусства как автор жанровых картин, пейзажей родной природы и портретов своих односельчан. Он занимался графикой и оформлял книги, делал плакаты, был непревзойденным рисовальщиком. А. А. Пластов масштабный, колоритный и традиционный живописец, воспевший в творчестве жизнь своих современников. Пластов был участником многочисленных выставок в России и за рубежом, оставил богатейшее наследие произведений, отражавших дух той эпохи, в которой он жил.
А. Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области в семье иконописца. Родители хотели, что бы их сын стал священником и стремились дать ему богословское образование, направив в духовную семинарию. Казалось бы, судьба Аркадия была определена. Но когда юноша увидел, как работают живописцы, подновляя церковь в Прислонихе, как они на его глазах преображают фрески и иконы в храме, то он решил стать художником.
В 1912 году уехав из родного края в Москву учиться живописи, он был ошеломлен жизнью столицы, мощью древнего Кремля и живописью, которую он увидел в Третьяковской галерее. Как потом он вспоминал, это первое яркое впечатление решительно повлияло на выбор профессии. Пластов учился в мастерской И. И. Машкова, а также Императорском Строгановском художественно- промышленном училище у Ф. Ф. Федоровского, затем поступил в МУЖВЗ. Пластов учился с большим интересом, ведь он попал к таким знаменитым живописцам, как А. Е. Архипов, А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. С. Степанов и другим.
После окончания училища в 1917 году Аркадий Александрович уехал в родную Прислониху, работал в сельсовете и жил настоящей крестьянской жизнью. В этот ранний период творчества он написал много пейзажей и портретов своих колоритных земляков, мечтал создать большую картину о сельской жизни. В 1925 году, после восьмилетнего пребывания на родине, Пластов поехал в Москву, работать над плакатом к "Сельскохозяйственной выставке". С этого времени он все чаще бывает в столице, но в основном в зимний период. Как истинный колхозник и человек, душой отдыхающий на родной земле, он живет в Прислонихе и много плодотворно работает. Его все больше занимают жанровые сюжеты, в которых он раскрывает настоящие русские характеры. А. Пластов великолепно знал и чувствовал натуру. Был ли это небольшой этюд, набросок пейзажа или путевой рисунок, каждая работа оставляет след гениального мастера. Одной из знаменитых работ А. Пластова, написанных, как он сам говорил, с «неисчерпаемой натуры», была картина «Купание коней» 1938 года. Полотно отличается заразительной жизненной энергией и юношеским задором. На первом плане, на берегу реки – обнаженные фигуры молодых ребят с лошадьми, резвящимися в воде. Картина, полная динамики и ощущения радости жизни, передает ощущение знойного летнего дня.
Катины Пластова на темы сельской жизни пользовались большим успехом на выставках в Москве. Работы, представленные широкой публике в 1935 году покоряли зрителя простотой и выразительностью сюжетов- «Колхозная конюшня», «Стрижка овец» «На сенокосе». Известность и успех принесла художнику картина «Колхозный праздник», которую он готовил для выставки «Индустрия социализма», проходившей в Москве в 1937–1938 годах. А. Пластов давно вынашивал идею создать большую картину- эпопею, в которой хотел рассказать о быте русской деревни. Художник строит здесь сложную многофигурную композицию и блестяще решает проблему «хорового сюжета». Пластов всегда вдумчиво и профессионально подходил к решению многофигурных произведений. Перед тем как писать большую картину, создавал множество натурных этюдов. Писал портреты земляков, натюрморты урожайного изобилия и крестьянской утвари, пейзажи, на фоне которых разворачивалось главное действо.
Тема войны отражена в творчестве А. А. Пластова с полнотой чувств и сопереживания. В своих работах этого периода он достиг большого драматизма- «Немцы идут. Подсолнухи. Июнь» 1941, «Фашист пролетел» 1942, «Защита родного очага» 1942, «Один против танка» 1942, «Пленных ведут» 1942.
Послевоенный период творчества А. А. Пластова открывает его знаменитые картины «На сенокосе» и «Жатва», созданные в 1945 году. Работы написаны в лучших традициях русской школы живописи. Достаточно вспомнить творчество Г. Г. Мясоедова и его работу «Косцы» 1887 года. Та же тема, тот же поэтический настрой и выразительность образов, на фоне живописного пейзажа. Пластов был выдающимся живописцем, мастером большого сюжета. Его картины отличаются цельностью построения и гениальностью замысла, в котором он всегда блестяще раскрывал полноту натуры. Послевоенный период самый значительный в творчестве А. Пластова. Он признанный мастер живописи, непревзойденный колорист, автор жизнеутверждающих полотен-«Первый снег» 1946, «Колхозный ток» 1949, «Ужин трактористов» 1950, «Юность» 1954, «Полдень» - эти произведения стали шедеврами советской живописи.
Теме материнства он посвящает такие картины, как «Солнышко» 1964, «Мама» 1964, «Весна» 1954, «Когда на земле мир» 1950-е. В работах с большим трепетом и непосредственностью раскрываются женские образы, запоминающиеся нами надолго.
Творчество А. Пластова многогранно, его живописное наследие – это бесценный вклад в историю русской культуры. А. Пластов был ярким самобытным мастером, чтившим национальные традиции. Он создал великолепную галерею ярких персонажей своей эпохи, раскрыл красоту и очарование родной природы. Произведения А. Пластова представляют огромную коллекционную ценность, находятся во многих музеях мира и частных собраниях.