Энциклопедия
Поленов Василий Дмитриевич
русский живописец

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) – знаменитый русский живописец, воспевший в своих пейзажах красоту русской природы. Творчество художника многогранно. В. Д. Поленов был одарен множеством талантов, не только как художник, но и как архитектор, музыкант, актер. Он был блестящим рисовальщиком, делал эскизы декораций к театральным постановкам, преподавал.

Поленов Василий Дмитриевич, художник

В. Поленов родился в 1844 году в Петербурге в семье крупнейшего литератора, его детство прошло в творческой среде. Художественные таланты у Василия Дмитриевича открылись в раннем детстве, его родители развивали его творческие способности, приглашали учителей из Академии Художеств. Одним из первых и любимых преподавателей был П.П. Чистяков, сыгравший определяющую роль в судьбе юноши. Павел Чистяков был замечательным мастером и педагогом, преподавал Поленову основы живописи, штудировал вместе с ним рисунок, говорил об искусстве, о художественных стилях, о важной роли трудолюбия, о внимательном изучении натуры. Основной метод П. Чистякова – это последовательность, профессионализм, постоянная работа над полученными навыками и их развитие. Любовь к искусству и творчеству жила в его стремлениях и тогда, когда Поленов поступил на физико-математический факультет в Петербургский университет, когда регулярно ходил на вечерние курсы в АХ. Поленов старательно и с большим увлечением занимался рисунком, анатомией, архитектурой, геометрией. После того, как Поленов стал постоянным учеником АХ и перешел в натурный класс, он на время оставил университет, полностью посвятив себя живописи. Закончив в 1867 году с серебряной медалью Академию, он возвратился в университет на юридический факультет и успешно завершил курс.

Не порывая с Академией Художеств, он в 1871 году пишет на конкурсной основе на большую золотую медаль картину «Воскрешение дочери Иаира». Он создал замечательную колоритную композицию, вдохнув в сюжет свое понимание остроты темы, выразив свое отношение через образ главной героини. Почувствовать себя истинным творцом Поленову удалось и за границей, на стажировке в Париже. Именно там он написал одно из своих первых значительных произведений картину - «Арест графини д’Этремон», за которую получил статус академика. В картине появился совсем другой, не виданный ранее, более свежий и глубокий колорит, наметился переход к новому этапу творчества. Тот глоток воздуха, то яркое впечатление, которое художник получил во Франции, заметно помог многое переосмыслить в живописи.

В Париже Поленов изучает искусство старых мастеров, знакомится с творчеством современных художников, занимается поиском живописной выразительности, пишет много этюдов на пленэре. Он черпал вдохновение в путешествиях, насыщенных созерцанием новых исторических мест и природных ландшафтов, он очень любил Италию, где воочию мог любоваться живописью любимого художника Паоло Веронезе. Поленов постигал секреты мастерства великого венецианского художника. Он изучал колористические особенности его живописи, богатейшие возможности цветовых нюансов во всех тонкостях тончайших лессировок. Его восхищали мастерство Веронезе и легкость кисти, блестящие композиционные решения. Такое близкое и осмысленное знакомство с творчеством знаменитого венецианца в дальнейшем во многом повлияло на развитие творчества В. Д. Поленова.

Возвратившись в Россию в 1876 году, после долгого пребывания за рубежом, у Поленова проснулись истинные патриотические чувства, и он почувствовал стремление к своим национальным корням, к быту предков. Темы для своих картин он выбирает лирические, изображает народных героев, пишет портреты крестьян, обращается к сюжетам сельской жизни «Вахрамей» (1878), «Портрет Богданова» (1876), «Семейное горе» (1876 г.) Созданные им персонажи привлекают яркостью и выразительностью образов, удивительно своеобразной и точной трактовкой характеров.

В. Д. Пленов успел почувствовать себя историческим живописцем, когда официально был приглашен царской семьей как художник-баталист на театр военных действий в ходе русско-турецкой войны. Рисунки и эскизы, выполненные художником, отличались не только мастерством исполнения, но и правдивостью трактовки событий, сражений, сцен из быта солдат в периоды затишья перед боем. После этого серьезного опыта работы в экстремальных полевых условиях, когда быстрота карандаша или кисти играла важнейшую роль в передаче достоверности сюжета, В. Д. Поленов стал известным живописцем, у него появилось много заказов, он переехал в Москву.

Попробовав себя в разных жанрах живописи, проработав множество исторических тем, Поленов со временем понимает, что его стихия – это пейзаж. Особенно ясно он ощутил это после заграничного путешествия, где открыл для себя множество живописных возможностей. Он очень близко подошел к открытию в искусстве пленэрной живописи. То, что сделал В. Д. Поленов в русском искусстве, называют новаторством. Самым знаменитым и значительным произведением художника этого периода стала картина «Московский дворик». Работа наполнена теплом, светом и радостными чувствами. Поленов создал удивительно лирическое настроение яркого солнечного утра, вдохнул красоту в обыденный городской пейзаж, передал состояние гармонии, удивительного умиротворения. В этой работе художник решает множество художественных задач – соединение сюжетной картины и пейзажа, раскрывает полноту звучания цвета, работает со световыми эффектами, достигает эмоциональной остроты произведения. Картина была с большим воодушевлением принята современниками и высоко оценена критиками. Эта свежесть палитры и преобладание в ней светлых и ярких тонов – все говорит о мастерстве и огромном живописном даровании В. Поленова. Успех «Московского дворика» вдохновил художника на создание других замечательных произведений, среди которых - «Заросший пруд», «Бабушкин сад» и множество живописных пейзажей.

1880-ые годы ознаменованы новым периодом в творчестве В. Д. Поленова и его интересами к библейской теме. Вначале 1880-ых он отправился в путешествие по странам Ближнего Востока, побывал в Египте и Палестине. Замечательные этюды, написанные там, послужили отличным материалом для картин на сюжеты из жизни Христа. Самыми выдающимися произведениями этого цикла стали картины «Христос и грешница» и «На Тивериадском озере» 1888 года. Годами позже Поленов напишет картины «Мечты» (1894) с фигурой сидящего на склоне горы Христа и «Среди учителей». Главная особенность работ этого зрелого периода творчества – философский контекст представленных произведений. В. Д. Поленов выступает здесь как сложившийся мастер кисти, как художник- мыслитель.

Искусство В. Поленова было всегда неразрывно связано с пейзажем, в работе над которым он полностью раскрывался как талантливый живописец. В 1890-х годах он покупает усадьбу «Борок» на берегу Оки. Красота окрестных земель, величавое течение Оки, та долгожданная близость к природе вдохновляет Поленова на создание лирических пейзажей, он становится настоящим поэтом, тяготеющим к созданию картин высокого художественного и эпического замысла. Произведения Поленова, посвященные золотой осени, первому снегу, панорамным пейзажам с видом Оки и лесных опушек стали классикой русской живописи.

Творчество В. Д. Поленова представляет огромный интерес у историков искусства, гениальность его замыслов и блестящее художественное воплощение его идей становится ярким примером для его современников и художников последующих поколений.