Энциклопедия
Преображение Господне
история сюжета

Преображение Господне - один из знаменитых иконографических сюжетов, описанный в Евангелиях и рассказывающий о проявлении божественного величия и силы Иисуса Христа. Иконы со сценой «Преображения» занимают центральное место в храмах наряду с монументальными изображениями. Знаменательному празднику Преображения Христова посвящены многие соборы и церкви России.

                                                                  txuofgosw7rh5kc03nmlqtrnwdbku2hf.jpg

Сюжет повествует о том, что в последний год своей земной жизни Иисус Христос решил открыться ученикам, рассказав им о том, что ему суждено пострадать за род человеческий, умереть и воскреснуть на третий день. Не все поверили словам его. Тогда Иисус отправился на гору Фавор вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном и во время моления преобразился у них на глазах: лицо Спасителя засияло подобно солнцу, облачения мгновенно побелели. При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, и во всеуслышание прозвучали слова бога Отца: «Сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение, его слушайте». Пораженные увиденным, ученики Христа пали ниц.

В христианской иконографии у этого сюжета есть несколько трактовок. В основе своей они сводятся к двум группам. Одну из них составляют иконы, в которых композиция претерпевала существенные изменения, вторую - те, которых перемены композиционного строя не коснулись. Первое из сохранившихся изображений «Преображения», относящееся к раннехристианской традиции, датируется VI веком и находится в Италии, в базилике святого Аполлинария в Равенне. Это большое мозаичное панно, в центре которого на фоне голубого круга изображён крест, на перекрестии которого в медальоне заключено изображение Иисуса Христа. Под крестом стоит  св. Аполлинарий, служивший первым епископом Равенны, его окружают двенадцать белых агнцев и лилии. В небесной глади, по обе стороны от креста – символа Спасителя, помещены фигуры Моисея и Илии. В этом произведении соединились аллегорические и натуралистические образы. Три ягненка – это апостолы Петр, Иаков и Иоанн, а симметрично расположенные кусты и деревья – растительность на горе Фавор.

В VI веке при Юстиниане Великом мастера из Константинополя создали удивительную по красоте мозаику со сценой «Преображения», украсившую один из храмов Синайского монастыря. Этот шедевр монументального искусства стал прототипом всех последующих изображений. Вместо аллегорических персонажей и символов здесь представлены герои в человеческом облике. Одна лишь гора Фавор на всех иконах изображалась условно, как скала с пологими склонами, символизируя собой стойкую и нерушимую веру.

Уже к IX веку окончательно сформовалась знакомая нам композиция: фигура Христа словно парит над вершиной горы в сиянии на фоне голубого или синего круга в белых одеждах и нимбом. По ту и другую сторону от Христа стоят пророки Моисей и Илия, а внизу, у подножья, – апостолы, пораженные преображением Спасителя. Ученики здесь показываются особенно эмоциональными, их мимика и жесты подчеркнуто выразительными. Зачастую иконописцы представляли эту сцену достаточно динамично: апостолы закрывают лица руками, ослеплённые светом, льющимся от Христа, который показан в виде символических молний или лучей.

С IX столетия основа композиции существенно не менялась, за исключением разнообразных деталей и подробностей, художественных и стилистических особенностей.

В богатейшем наследии русского искусства есть немало шедевров иконописи, посвященных этому сюжету: например, великолепная икона из Благовещенского собора Московского кремля или знаменитое «Преображение » Феофана Грека. Особый интерес представляют более поздние иконы XIX - начала XX веков, для которых характерно разнообразие колористических решений и появление декоративных элементов. Насыщенная цветовая гамма икон сочетается с реалистической манерой письма, с искусным оформлением. Встречаются иконы, заключенные в серебряные оклады, украшенные цветными эмалями или чеканкой.