Икона с «Притчей о кровоточивой жене»
В основу сюжета иконы с «Притчей о кровоточивой жене» положен рассказ Евангелиста Марка о чуде исцеления Христом больной отчаявшейся женщины. Повествование представляется подробным и красноречивым. Несет поучительную мысль о искренней вере. Это одна из притч о деяниях Христа, свидетельствующих о его целительной силе и благодати.
События, о которых рассказано в притче, происходят в городе в Капернауме, в котором, согласно легенде, жила бедная женщина, страдающая страшным недугом - кровотечения в течение двенадцати лет. Потратив свое состояние на врачей, она отчаялась исцелиться.
Весть об Иисусе, посетившим их город, помогла ей преодолеть немощь, подняться с постели и пойти на встречу с ним. Ей нужно было только прикоснуться к одеждам Христа. Увидев его в толпе народа, она подошла и безмолвно коснулась его хитона, и тот час же почувствовала, как кровотечение, мучившее ее, остановилось, она ощутила божественную благодать и исцеление от болезни. Женщина поняла это и еще больше уверовала в Христа. Болящая собиралась было тихо уйти, сохранив случившееся в тайне, но Христос нашел ее в толпе, и выслушал ее о том, что произошло. Она, находясь в смятении и страхе, упала перед ним на колени с благодарностью. Христос, вокруг которого сразу собрались удивленные и верующие люди, благословил женщину, укрепив ее в христианской вере.
Известно, что после этого случая, Христос в этом же городе Капернауме, исцелил и дочь начальников синагоги Иаира. Эти два события связаны в рассказе Евангелиста единым поучительным смыслом.
Иконография этого сюжета довольно интересная и редкая. Чаще всего иконописцы изображали момент встречи Христа с исцелившейся женщиной.
К этому сюжету обращались на протяжении нескольких веков, создавались различные вариации данного сюжета, писались яркие иконографические образы.
Примером может послужить икона конца XIX века, написанная в традициях средневековой иконописи. На фоне городского пейзажа с условным изображением храма представлены две группы людей. Слева - Христос в окружении своих апостолов, а справа - фигуры первосвященников. На первом плане у ног Спасителя фигура исцелившейся женщины, которую он благословляет. Лики изображенных полны спокойствия и величественной силы. Цветовая гамма, передающая гармонию торжественной встречи, построена на звучном аккорде зеленых, красных и коричневых тонов. Икона отличается ясной и строгой композицией, символичностью замысла и выразительностью художественных средств.
На полях иконы темно-оливкового цвета, представлены в рост фигуры архангела Гавриила и святой Мученицы с крестом в руках. Изображения отличаются цельностью сюжета и гармонией образов.
Редкая иконография этой иконы ставит ее в ряд уникальных произведений искусства иконописи XIX века.