Энциклопедия
Прянишников Илларион Михайлович
русский живописец

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894) - знаменитый живописец второй половины XIX века, мастер жанровой картины, талантливый педагог, ставший действительным членом ИАХ, он был одним из тех, кто возглавил товарищество передвижников и претворил передовые идеи времени в своем творчестве.

Прянишников Илларион Михайлович, художник

И. М. Прянишников родился в 1840 году, в селе Тимошево, Боровского уезда, в купеческой семье. Художественное дарование раскрылось в детстве, он был наблюдательным мальчиком и много рисовал. В 1966 году окончил Московском училище живописи и ваяния и получил большую серебряную медаль за картину «Шутники». Его учителями были талантливые мастера: Е. Сорокин, Е..Васильев, С. К. Зарянко. Однако главным своим учителем Прянишников всегда считал В. Г. Перова, который во многом повлиял на формирование его художественной личности.

И. М. Прянишников вошел в историю русского искусства как художник бытового жанра, передвижник, человек революционно-демократических взглядов и устремлений. Он находился в кругу передовой, демократически настроенной молодежи, был сторонником Чернышевского в продвижении реалистического искусства, близкого и понятного в народной среде.

Первая картина, сделавшая его известным художником-жанристом, получила ироничное название «Шутники». В основу замысла легли литературные произведения того времени, в особенности рассказы А. Н. Островского и А. П. Чехова. Так же как и его знаменитые современники, Прянишников развивал в своем творчестве тему «маленького человека». И. М. Прянишников создал произведение сатирического характера с нотками сожаления, сочувствия происходящему. Ему удалось во всей эмоциональной полноте раскрыть трагичность сюжета, и дать блестящие психологические характеристики персонажам. Он, как в театре на сцене, представляет нам своих героев, словно приглашая зрителя не только посмотреть представление, но и поучаствовать в нем.

Еще в раннем творчестве И. М. Прянишникову блестяще удавались собирательные образы современников, наблюдать за которыми он не мог без улыбки или иронии. Он изображает «Любителя» (1860-е), увлеченного изучением редких предметов искусства, преданных своему делу «Дегустаторов» (1860-е), семейство «Чтение письма в мелочной лавке» (1864).

Этапным произведением художника стала картина «Порожняки» 1872 года, в которой выразилась настоящая русская идея, философия российской действительности. Картина была представлена на передвижной выставке, с  восторгом принятая зрителями и критиками. Среди работ И. Прянишникова есть много народных образов, портретов крестьян, которые, как яркие работы, по своей выразительности и законченности воспринимаются как самостоятельные произведения. Прянишников был мастером живописи, и в каждом своем подготовительном к большой картине этюде или рисунке он был очень точен и последователен. Он создал несколько так называемых хоровых картин, в которых передал настроение, атмосферу времени и свое отношение к народной теме: «Сельский праздник» (1870-е), «Калики перехожие» (1870-е), «Возвращение с ярмарки» (1883), «Крестный ход» (1893).

Особое место в творчестве Прянишникова занимает изображения детей, крестьянских мальчишек, играющих, сидящих «в засаде» или на завалинке, занимающихся рыбалкой или домашним трудом. Он великолепно передавал живость и непосредственность своих юных героев, не вырывая их из окружающей среды сельского пейзажа. Пейзажу художник всегда уделял большое внимание. Живописный пейзаж не только дополнял образ, но как бы жил своей жизнью.

{advt}

Возможности, которые давал живописи пленэр, были достаточно ощутимы, влияли на общий колорит картин и богатство палитры. В воем творчестве И. М. Прянишникову удалось показать различные слои общества. Ему был интересен быт и жизнь крестьян, детские забавы и праздники, он с большим увлечением писал охотничьи сцены.

Но, пожалуй, больше всего зрителю запоминаются его картины с яркими сюжетами из жизни городских обывателей, помещиков, купцов. В них всегда привлекает наблюдательность художника, способного с юмором, точно и выразительно рассказать о своих современниках, не только через портрет, а через жанровый мотив. Среди таких картин: «В мастерской художника», «Жестокие романсы», «В ожидании шафера». Художник словно погружает нас в атмосферу второй половины XIX века, дает почувствовать остроту социальных тем, которые его занимают. Большое внимание художник уделяет деталям, дополняющим содержание картины. Он тщательно прописывает интерьер, и все те предметы, которые его заполняют, точно передает особенности костюмов, причесок и головных уборов.

Произведения художника отличаются разнообразием сюжетов и виртуозностью кисти, выдающей руку настоящего мастера. Прянишников долгое время преподавал в МУЖВЗ, и воспитал плеяду талантливых мастеров.

Художественное наследие Прянишникова очень богато открытиями и новаторскими идеями. Картины художника хранятся во многих российских музеях и частных собраниях, творческий опыт Прянишникова находит отклик у художников последующих поколений.