Репин Илья Ефимович (1844-1930) – выдающийся русский художник, представитель реализма, мастер исторической, сюжетно-тематической живописи и портретного жанра.
Родился в городке Чугуев вблизи Харькова. С детства увлёкся живописью, с пятнадцати лет делал росписи в церквях. В Петербург Репин, почти двадцати лет, приезжает как подающий большие надежды молодой художник: поступает в рисовальную школу ОПХ, затем с 1864 года учится в АХ. Пять лет в академии становятся годами плодотворного оттачивания мастерства; уже во время ученичества Илья Ефимович проявил себя как талантливый живописец, получая за свои картины золотые медали.
В 1870 году отправляется путешествовать по Волге, вдохновляясь природой, выполняя пленэрные эскизы. Именно там, под воздействием живых впечатлений, родилась идея знаменитого полотна «Бурлаки на Волге», ставшего первым громким успехом Репина. Спустя три года оно было представлено перед публикой. Масштабное, знакомое с детства полотно изображает вереницу бурлаков, тянущих за собой речное судно. В ней Репин проявляет себя как тонкий психолог, мастер портретного жанра. Композиционно сильная картина сосредотачивает внимание на бурлаках, каждый из которых – уникальный персонаж со своим характером и историей. Репин мастерски передаёт разные психологические типы, глубокие искренние чувства – усталость, страдание, душевная мука, испуг или озлобление, отображённые на их лицах. Контрастно выделяя бурлаков на фоне светлого умиротворённого пейзажа, художник акцентирует внимание на их муках и нелёгком бремени, тяжесть которого передаётся зрителю при взгляде на картину. Это волжские бурлаки, их тяжёлая доля поразили Репина и стали объектом его полотна, на которого пришла смотреть российская аристократия. Картина очень понравилась В. А. Романову, войдя в его коллекцию; он знал в ней обстоятельно всех бурлаков, каждого по имени, мог долго говорить о намёках, содержащихся даже в пейзаже на заднем плане.
В том же 1873 году Репин уехал путешествовать по Европе, жил в Париже; в 1873 написан картину «Парижское кафе», блестяще отображая психотипы и детально выписывая многолюдную сцену. Знакомство с живописью Эдуарда Мане оказало влияние на стиль Репина, хотя импрессионизма Илья Ефимович не принял. Картина «Дама, опирающаяся на спинку стула» (1875) написана больше в стиле Мане: крупными незатонированными мазками, упрощением деталей на заднем плане и общим эффектом впечатления. В 1876 году, ещё будучи в Париже, иносказательно отвечая французским импрессионистам, написал волшебную картину «Садко в подводном царстве», имевшую большой успех в России.
В 1874 году вступил в Товарищество передвижников. Четырнадцать блестящих выпускников АХ, в том числе, Иван Крамской, решили организованно противостоять академии, шагнув к освобождению художника в выборе тематики своего творчества. Созданная артель скоро была переименована в «Товарищество передвижных художественных выставок». Академия ориентировала молодых художников на написание картин на классические темы: мифологических, библейских, исторических полотен. В XIX веке, на фоне социально-политических тенденций в Европе и России, художники обращаются к социальной проблематике в своих картинах. Гюстав Курбе и Жан-Франсуа Милле были первыми выдающимися французскими живописцами, обратившимися к этому жанру. Особенно экстравагантной для середины XIX века оказалась революционная живопись Курбе: сюжетными темами его картин стали крестьяне, показанные без всяких прикрас – работающими, бедными, несчастными, отвернувшимися от зрителя. Ни консервативные вкусы парижской аристократии, привыкшей лицезреть отвлечённо-прекрасную жанровую живопись, ни ее социальное положение не позволяли им принять социально-направленную живопись Курбе.
Подобно ему, Товарищество передвижников отдали приоритет содержанию, а не форме живописи. В непростых социально-политических условиях России второй половины XIX века художники обращались к остро-социальным сюжетам. В условиях «половинного» характера Реформы 1861 года и всё еще остро стоящего крестьянского вопроса изображения крестьян были способом привлечения внимания к их нуждам и положению.
В эти плодотворные годы Репин пишет такие замечательные масшабные полона исторического жанра, как драматический «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1885), экспрессивные «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891), одухотворённый «Николай Мирликийский спасает трёх невинно осуждённых на казнь» (1889). Обращается и к сюжетно-тематическому жанру: картина «Не ждали» (1884) повествует о судьбе революционера, возвратившегося домой после многих лет ссылки. Говорящие позы его жены и детей, его выражение скорби и муки на лице – целая нравственно значимая история разворачивается при помощи талантливой кисти мастера.
В портретном жанре Репин проявляет себя как непревзойдённый мастер. Камерные портреты (портрет графини Н.П. Головиной, 1896), глубокие психологические портреты, близкие натурализму («Мужичок из робких», 1877), портреты родных и друзей (портрет М.П. Мусоргского, 1881), императорской семьи (портрет Николая II, 1896), групповые портреты. Огромное количество людей Репин помещает на один масштабный холст; каждый персонаж отличен от других, каждый, даже отдалённый, мастерски выписан, как в «Торжественном заседании Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея». В этой огромной работе по государственному заказу помогали его ученики: части композиции написаны Б. Кустодиевым и И. Куликовым по его эскизам, позднее доработанные мастером; центральная часть полотна целиком написана Ильей Ефимовичем.
Помимо написания картин, Репин в 1893 году становится полноправным членом АХ, руководил мастерской в 1894-1907 годах, а позже стал ректором АХ (1898-1899). Воспитал таких выдающихся живописцев, как Борис Кустодиев и Игорь Грабарь, а также Валентин Серов.
Илья Репин остаётся одним из самых любимых и прославленных художников; многие его картины хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее и составляют национальное культурное богатство России. На аукционах картины Репина пользуются большим спросом у коллекционеров, особенно русских: так, его ранняя работа «Парижское кафе» (1873) была продана в 2011 году с Christie’s за 4,5 млн. фунтов стерлингов – рекордную цену для российского автора.