Ругендас Георг Филипп (Rugendas Georg Philipp) - (1666 – 1742) – немецкий живописец, гравер, баталист, автор жанровых и батальных сцен.
Георг Филипп был сыном часовых дел мастера, художника и гравера. Георг рано начал рисовать и интересовался работой отца, который учил сына всему, что умел сам и познакомил его с техникой гравюры на меди. Важные навыки, полученные от отца, Георг пронесет через все творчество. Точность рисунка, свойственная работам Ругендаса, всегда помогала ему в создании батальных исторических сцен с многофигурными композициями и конкретизацией важных деталей.
Георг Филипп получил отличное образование. В 1683 – 1687 годах он посещал мастерскую художника И. Фишера в своем родном Аугсбурге, до 1692 года путешествовал по Европе, был в Италии, два года жил в Вене, где учился Венецианской Академии Художеств, а в 1693 году поступил в Королевскую академии Святого Луки (Рим).
В 1695 Ругендас приехал обратно в Аугсбург, где работал как исторический живописец, автор батальных и охотничьих сцен. Он стал довольно известным художником, выполнял заказы местной знати, создал множество живописных произведений и гравюр.
Творчество Ругендаса можно разделить на несколько этапов, связанных не только с тематикой его картин и войн свидетелем которых он был, но и по чисто художественным критериям.
Ранний период отличается активным поиском выразительных цветовых решений, помогающих автору яснее выразить свое впечатление от происходящего, передать тревогу и накал страстей. В картине «Битва за Белград» (1688) художнику удалось достичь остроты сюжета. Динамика здесь захлестывает через край, так что в едином порыве смешались кони и люди.
Георг Филипп всегда был в центре исторических событий, нередко оказывался очевидцем многих военных сцен, был свидетелем осады Аугсбурга во время войны за испанское наследство (1701-1714). В его творческом наследии этой теме отведено значительное место. Художнику удавалось почувствовать и передать динамику сражения, правдиво, с точностью документалиста передать важные факты и, в то же время, создать произведение высокого художественного уровня.
Его графические работы не уступают живописным картинам по мастерству исполнения и по точности повествования. Но не всегда внимание автора привлекали военные события и моменты решающих битв, его также интересовала жизнь солдат в тылу. Наряду с иллюстрацией какого-то важного сражения Георг Филипп мог представить самый незатейливый сюжет.
В картине «На привале» (1710-е) представлен небольшой военный лагерь, расположившийся в окрестностях Аугсбурга. Художник много работал с натуры и ,возможно, что именно этот сюжет он подсмотрел в жизни. Он изобразил момент временного затишья на исходе дня, когда солдаты отдыхают после боя и меняют подковы лошадям. Несмотря на то, что автор повествует о тревожном военном времени, в его картине царит удивительная гармония. Он так выгодно расположил героев первого плана и так блестяще передал их мимику, что зритель невольно проникается почти лирическим сюжетом и сопереживает происходящему. Г. Ф. Ругендас был прирожденным графиком, мастером многофигурной композиции и точного рисунка. Цветовое решение произведения отличается ярким и звучным колоритом, в основе которого сопоставление коричнево-красных, зеленовато-серых и оливковых тонов. Несмотря на то, что краски слегка приглушены и потускнели от времени, сохранность очень хорошая. Внимательно вглядываясь в холст, понимаешь, что это не только сумерки ускользающего дня, так мастерски изображенные автором, это дымка столетий.
К зрелому периоду творчества относятся картины со сценами охоты и пейзажи, написанные вдали от сражений и тревожных событий. Художник наслаждается живописными видами окрестностей Аугсбурга, пишет свои картины в тесном общении с природой, которая становится для него главным источником вдохновения. Произведения полны цветовой гармонии, отличаются мастерством композиции и точностью рисунка.
Как батальный живописец, Георг Филипп занимает важное место среди исторических художников Европы. Его произведения художника представляют большой интерес у коллекционеров и любителей искусства, украшают европейские галереи и музеи, хранятся в частных собраниях.