Энциклопедия
Рылов Аркадий Александрович
мастер пейзажа

Рылов Аркадий Александрович (1870-1939) – мастер пейзажа, один из ярких представителей «Союза русских художников».

Родился Аркадий Рылов в 1970 году в Вятке, в одном из живописнейших мест России, он учился в Академии художеств у прославленного мастера - Архипа Куинджи, что во многом определило творческую судьбу. Рылов стал последователем своего знаменитого учителя, но он cохранил свой оригинальный художественный язык, и не попал под влияние своего гениального современника.

Основы живописного мастерства помогли найти свой путь в искусстве. Школа А. Куинджи закрепила за А. Рыловым желание писать с натуры, добиваться выразительных эффектов освещения. После окончания Академии Художеств А. Рылов продолжил обучение за рубежом, он изучал искусство старых мастеров в музеях Франции, Германии, Австрии.

Рылов Аркадий Александрович, художник

После возвращения из пенсионерской поездки вернулся на Родину в Вятку, где были написаны его первые лирические пейзажи. Рылов любил северную природу родного края, часто выезжал на этюды в Финляндию. Написал много этюдов и картин, которые принесли ему долгожданную известность. Рылов активно участвовал в выставках в России и в Европе, и даже был избран почетным членом жюри парижского Салона.

К рубежу XIX-XX веков тема пейзажа, казалось бы, исчерпала себя, но именно на стыке двух столетий, в диалоге старых мастеров с новым поколением живописцев родилось новое искусство. Ярким представителем искусства нового времени стал А. А. Рылов. Для его творчества характерны свобода художественного выражения, динамика пространственных построений, чистота и яркость цветовых созвучий. Поэтический характер его работ был свойственен его романтической натуре. Рылов всегда был верен себе и отстаивал свою позицию на фоне пестрой картины художественной жизни начала ХХ века. Он всегда был верен натуре и традиции Куинджи.

Классикой непревзойденного дарования А. Рылова стали картины «Зеленый шум» и «В голубом просторе». При взгляде на эти картины зрителя охватывает ощущение свежести от внезапно распахнувшегося окна. Настолько сильно здесь эмоциональное состояние автора и его живописное мастерство. Название картины «Зеленый шум» было придумано другом Рылова художником Богаевским, который, увидев это произведение, прочитал стихи Некрасова с одноименным названием. Это произведение А. А. Рылов писал в течение двух лет на основе многочисленных этюдов. Идея создания работы возникла внезапно, когда художник любовался речным пейзажем, наслаждался состоянием природы в ветреный день. Картина преисполнена радостными и светлыми чувствами, полна юношеского задора. Пейзаж ассоциировался с юностью и творческой свободой. Похожим настроением и близким композиционным решением отличаются картины «Пейзаж с рекой», «Буйный ветер», «Зеленое кружево». Этот мотив колышущихся на ветру деревьев особенно полюбился А. Рылову. В картине «В голубом просторе» (1918) преобладание синих и голубых тонов дает чувство простора и полета. Эта яркая Есенинская «синь», как стихи западает в душу, и в этот момент начинаешь верить в истинную силу искусства. Картина стала этапной в творчестве художника, которого называли основоположником советского пейзажа. В ходе революционных событий это произведение имело еще и символическое значение.

В начале ХХ века творчество А. Рылова достигает своего расцвета, его имя становится известным, в 1915 году он получает звание академика живописи.

Художник обладал непревзойденным даром анималиста. Известно, что у него в мастерской жили птицы, белки, зайцы, обезьяна. Рылов относился к своим питомцам с трогательной заботой, знал их повадки и постоянно рисовал. Изображение зверей и птиц, выполненные Аркадием Александровичем, отличались необычайной живостью и точностью рисунка.

В композицию живописного пейзажа Рылова попадают жанровые сцены, рассказывающие о жизни села. Картины были написанные на основе натурных наблюдений автора, поражают разнообразием и художественной выразительностью. Каждое произведение Рылова пронизано жизнеутверждающей силой и эмоциональным подъемом.

Его творчество занимает одну из ярких страниц в истории русского искусства. Картины, этюды и рисунки мастера хранятся во многих музеях России и в частных собраниях за рубежом.