Садовников Василий Семенович (1800-1879) – талантливый акварелист первой половины XIX века, художник знаменитых видов Петербурга.
Судьба автора знаменитой перспективы «Невского проспекта» складывалась загадочным образом, многие факты из его биографии не известны до сих пор. Садовников с рождения был крепостным при дворе княгини Н. П. Голицыной и получил вольную только в 1830-х годах, после смерти своей хозяйки. Ему исполнилось тогда тридцать восемь лет – время, когда личность человека и его мастерство достигают наивысшей зрелости. Тогда он был уже семейным человеком, известным художником, получил от Академии Художеств звание - свободный неклассный художник за знания перспективной живописи. Не сохранились сведения и о первых учителях Садовникова, заставляя утвердиться нас в мысли, что он бы исключительно талантливым самородком и только пользовался редкими советами у тех метров, к которым имел возможность приблизиться.
Бытует и такое мнение, что русские помещики, не равнодушные к одаренности своих крепостных, отдавали их в обучение к профессиональным мастерам. Из некоторых источников мы узнаем, что Садовников в юности раскрашивал чужие литографии и какое-то время учился в Академии у М. Н. Воробьева.
Образ литературного Петербурга времен Пушкина, Лермонтова, Достоевского был созвучен работам Садовникова, созданных в одну эпоху. 1830-е годы время расцвета художника. Именно в это время художник сделал свою знаменитую «Панораму Невского проспекта». Выполненные в технике акварели правая и левая сторона центральной улицы Петербурга составляла более шестнадцати метров. Работа была сразу же переведена на литографский камень, напечатана и издана. В настоящее время литографии Невского проспекта встречаются в редких коллекциях, и не всегда состав их полон. Но даже некоторые из представленных экземпляров являются классикой кабинетной графики. Небольшие по размеру листы с великолепными фасадами зданий, перспективами главных площадей и каналов, дают представление о том, как в первой половине XIX века выглядел Петербург. Рука художника тверда и виртуозна. Он с архитектурной точностью передает все великолепные особенности строений, акцентирует наше внимание на некоторых бытовых и жанровых моментах. Зритель с интересом разглядывает вывески магазинов, трактиров, потом замечает прогуливающихся прохожих, одетых по современной моде.
Сколько лет Садовников наблюдал за жизнью города из окна дома княгини Голицыной, чувствовал его атмосферу и колорит. Каждый фрагмент Невского проспекта дан с выверенной точностью, с блестяще подчеркнутой перспективой пролетов улиц и водных магистралей его пересекающих, раскрывающих перед зрителем романтику Северной Венеции. Художественное наследие В.С. Садовникова, насчитывающее более ста листов с акварельными работами и рисунками, имеет огромное значение для истории и культуры России.
Среди работ много городских пейзажей, в которых художник преследует цель – создать исторический документ эпохи. Превосходно справляясь с этой задачей, он остается непревзойденным мастером кисти, точные удары которой передают краски Петербурга, погружая зрителя в голубовато-серебристую дымку, с легкими звучными акцентами. Садовников очень внимателен к деталям, с точностью миниатюрной живописи прописывает и прорисовывает каждый элемент. С годами художественная манера Садовникова менялась от строгой графичности к большей живописности. Самым плодотворными были 1840-е годы, когда он создал акварели с великолепными перспективными планами и большими групповыми сценам и жанровыми сюжетами, оживляющими его работы, внося в них мотив повествования.