Энциклопедия
Семирадский Генрих Ипполитович
художник позднего академизма

Семирадский Генрих Ипполитович (1843-1902) – знаменитый художник второй половины XIX века, представитель позднего академизма, посвятивший свое творчество античному жанру. После окончания Академии художеств, Г. И. Семирадский почти безвыездно жил за границей, и все же он остается русским живописцем. Г. И. Семирадский имел польское происхождение, был сыном офицера русской службы.

Семирадский Генрих Ипполитович, художник

Годы детства и юности были связаны с Харьковом, где в местной гимназии будущий великий художник изучал художественные азы. Его первым учителем стал преподаватель рисования - Д. И. Безперчий, украинский художник академического направления, воспитанник Карла Брюлова. Не смея противоречить воле отца, Г. Семирадский окончил Харьковский университет. Он учился на физико-математическом факультете, выбрав там естественные науки. Мало кто знает, что тема, которую защищал Г. Семирадский, была посвящена «инстинктам насекомых».

Выполнив свой сыновний долг, Генрих отправился в Петербург, и стал вольнослушателем Академии Художеств, а вскоре за проявленные успехи был переведен в постоянные ее ученики. Свою главную большую золотую медаль Семирадский получил за картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу». Достойная награда нашла своего победителя.

Однако же самым большим подарком была возможность продолжать обучение в Европе в течение шести лет. Семирадский объездил много европейских городов, но поселился в Мюнхене, где в 1872 году он написал одно из своих знаменитых полотен - «Римская оргия блестящих времен цезаризма». Успех картины был грандиозным, она была приобретена академией, а художнику предоставили право жить в Италии. Рим покорил Семирадского своей древней историей, памятниками античности и духом архаики. Италия стала для художника второй Родиной. Он черпал здесь вдохновение, в полную силу раскрылся как яркий талантливый живописец. Семирадский изучал искусство старых мастеров, много писал на пленэре, знакомился с современным европейским искусством. Художник не был баловнем судьбы, он много работал, получал официальные заказы из России, писал картины и портреты для итальянской аристократии, принимал участия в выставках. Его талант и искусство неотделимы от европейского искусства и в тоже время мы считаем Г. И. Семпрпдского ярчайшим достоянием русской культуры.

Г. И. Семирадский был признанным мастером живописи. Его способности к красивой, несколько театральной композиции, сочетались с тонкой гармонией колорита. Он блестяще строил многофигурные сцены, обогащая свое подробное повествование яркими историческими аксессуарами. В своей первой значительной работе «Римская оргия блестящих времен цезаризма» он показал себя как художник эффектных постановок. Как мастерски он сочетал здесь свет утреней зори и блеск факелов, усиливающих динамику происходящего.

Европейскую известность принесла Семирадскому картина «Христос и грешница», представленная на выставке в 1873 году. В этом произведении большую роль играет пейзаж, который вносит лирическое начало в решение сложной темы. Тема драматического противостояния христианской и языческой веры звучат здесь не столь остро, именно благодаря изображению природы. Г. Семирадский никогда не был сторонником конфликтов ни в вопросах веры, не в вопросах искусства. Его картины написаны на грани чувственности и поклонения женской грации, юношеского азарта и эффектных сцен. «Танец среди мечей» - знаменитая картина Семирадского завораживает зрителя ярким античным сюжетом, грацией главной героини – обнаженной рабыни, идущей, словно по острию чувств, среди обнаженных клинков. Жертвенность рабыни, сладострастная усмешка ее хозяина, покорность музыкантов – все это как всегда у Семирадского на границе обличения пороков и созерцании совершенства и красоты. Великолепно передан в картине пейзаж: открытая, освещенная солнцем терасса и Средиземное море, манящее голубой дымкой.

Самой известкой работой Семирадского, ставшей кульминацией его творчества, стала картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» (1889). Эта замечательное произведение панорамного плана раскрывает перед зрителем картину античного праздника. Фигуры, которых здесь более тридцати, выполнены в полный рост. Внимание художника привлек сюжет из истории древней Греции. История рассказывает о празднике властителя морей, на котором одна из гостей-Фрина- захотела представить себя красавицей Афродитой. Костюм богини любви она обрела мгновенно, скинув одежды и обнажив перед собравшейся публикой свою трепетную плоть. Мнение критиков по поводу превосходства этой картины разделилось. Кто-то видел в ней превосходство пейзажа и абсолютную условность поз, представленных фигур. А пленительный образ Афродиты, которую исполняет Фрина, казался критикам недостаточно убедительным. Однако, при всей колкости некоторых замечаний, картина «Фрина на празднике Посейдона» является признанным шедевром русской и европейской живописи, большим достижением искусства Семирадского.

Любимые сюжеты Г. И. Семирадского – это евангельские и исторические темы. Особое место в творчестве художника занимают сцены идиллии из жизни римских патрициев: «Опасный урок», «Беседа», «Игра в кости», «Итальянский дворик», «Из античной жизни. По дороге на праздник урожая» и многие другие. В небольших по размеру работах Семирадский воссоздал атмосферу гармонии человека, его единства с природой под щедрым итальянским солнцем. Богатство природной палитры и великолепное знание натуры делает каждое произведение Семирадского маленьким шедевром.

Творчество Г. И. Семирадского многогранно, и в тоже время стиль его работ тяготеет к идеям романтизма, поиска вечного идеала красоты. В его работах спорят две противоположные стихии, темы добра и зла соседствуют в одном сюжете, обостряя эмоциональный колорит. На грани страстей и безумия, на краю человеческого порока или убежденной веры в Христа, произведения Семирадского являются примером высокого мастерства кисти, представляют яркое художественное явление в истории русского искусства.