Энциклопедия
Севрская фарфоровая мануфактура (фр. Manufacture nationale de Sevres)
художественный фарфор

Севрская фарфоровая мануфактура (фр. Manufacture nationale de Sevres)

Севрская фарфоровая мануфактура

Севр – небольшой городок рядом с Парижем, расположенный в одном из самых живописных уголков Франции, неподалеку от знаменитого парка Сен-Клу. Под высоким холмом, внизу под парком стоят корпуса фарфоровой мануфактуры, прославивший Севр на весь мир.

Еще в XVII веке французские керамисты, так старавшиеся раскрыть секрет китайского фарфора, изобрели особую массу, которую затем использовали для производства фарфора на протяжении почти всего XVIII века. Больших успехов в этом деле добился мастер Луи Потер, открывший, наконец, так называемый «мягкий фарфор» и получивший от Людовика XIV патент на изготовление. Мелкие мануфактуры по производству фарфора не могли удовлетворить все возрастающий к нему интерес.

Первая крупная мануфактура появилась в 1745 году в Венсенне. Изделия этой фабрики пользовались большим спросом и популярностью, поэтому возникла необходимость расширить производство и увеличить выпуск продукции. По инициативе маркизы Помпадур, знаменитой фаворитки короля Людовика XV, в 1756 году фабрику переводят в Севр, город, расположенный по дороге из Парижа в Версаль, рядом с ее дворцом Бель-Вю. Большой успех и славу мануфактуре принесли, в первую очередь, замечательные художники и мастера, которые работали в Венсенне, а потом в Севре. Одним из них был Жан-Клод Дюплесси, талантливый художник и скульптор. Он создавал разнообразные модели для фарфоровых изделий. Жан-Жак Башелье, замечательный художник декоратор, возглавил живописную мастерскую. С мануфактурой сотрудничал знаменитый художник Франсуа Буше, «первый живописец короля». Насыщенная гамма и удивительно чистый цвет росписи – одно из главных достоинств Севрского фарфора.

Традиция наносить цветной фон на поверхность предметов получила на мануфактуре особенное распространение. Самая ранняя применявшаяся краска «королевская синяя» своим глубоким тоном напоминала кобальт на китайском фарфоре. В 1753 году Жан Элло разработал знаменитую бирюзовую фоновую краску необычайной свежести и чистоты тона. Не менее красивым и глубоким по насыщенности был зеленый цвет, оттенки которого варьировались в зависимости от температуры обжига. Чарующе нежным и теплым по тону получался розовый цвет, его называли «розовый Помпадур». Предметы с этим фоном встречаются редко, так как он редко удавался из-за больших сложностей при обжиге. Наряду с цветными, существовали и орнаментальные фоны. Подобно тончайшей паутинке, ложился на поверхность изделия узор из точек в кружочках, извивающихся линий, маленьких чешуек. Особой привилегией Севрского фарфора был золотой орнамент: согласно воле короля, ни одна из французских мануфактур не должна была использовать золото для украшения своей продукции. Произведения с золотым узором и фоном очень ценились. Роспись золотом не редко была основным узором декора. На белом фоне фарфора изображались птицы, насекомые и цветы. Подобные мотивы использовались и для цветных фонов. Особую декоративность принимали предметы, украшенные по краю золотой лентой или ажурным бордюром.

Севрский фарфор

Краски Севрского фарфора отличались яркостью и удивительной чистотой цвета, а сама роспись – разнообразием мотивов и мастерством исполнения. Цветочный рисунок стал любимым мотивом художников мануфактуры. Вариаций на эту тему было множество: разбросанные по фону розы и пионы, бутоны или букеты полевых цветов, перехваченные лентами, венки и гирлянды.

Произведения Севра привлекают внимание изображением редких по красоте птиц, скопированных с гравюр или из атласа натуралиста Г. Бюффона. Сюжетная тематика севрского фарфора росписи была особенно привлекательна. Образцом для росписи были рисунки Франсуа Буше, а также гравюры с его живописных произведений. Изображение амуров на облаках или в пейзаже, выполненные в один тон – пурпурный или синий – часто встречаются в ранних изделиях фабрики. Позже художники все больше обыгрывают популярные сюжеты, превращая амуров в детей садовников или маленьких рыбаков.

Большой интерес вызывают морские пейзажи и «сцены в гавани», которые напоминали миниатюрные картины, выполненные виртуозно. Еще одним мотивом росписи стал китайский стиль, так называемый «шинуазри». Предметы стали украшаться изображением восточных пейзажей, экзотических птиц и растений, китайских сооружений и жанровых композиций. Палитра была эффектной. По черному фону художники выполняли роспись золотыми, серебряными и яркими красками, имитирующими китайские лаки.

Произведения севрских мастеров всегда отличались совершенством пропорций, изяществом форм и линий, мастерством исполнения росписи. Предметы Севрского фарфора занимали почетное место в дворцовом интерьере состоятельных вельмож. Великолепные вазы расставлялись на каминных полках, консолях и комодах, парадная посуда заняла достойное место на празднично убранных столах, стаканчики и чашечки для пудры и румян, приборы для умывания украшали туалетные комнаты. С середины XVIII столетия на мануфактуре создавались большие столовые и десертные сервизы, состав которых определялся особенностями изысканной французской кухни и правилами этикета.

Первый такой сервиз был выполнен в 1753 году для короля Людовика XV, а потом столовый фарфор стали делать и для вельмож двора, и для влиятельных заказчиков, и для иностранцев. Тогда в моду вошло все французское: манеры, мода, столовые приборы, блюда и повара. Столы сервировали на французский манер. По заказу влиятельной заказчицы Екатерины II для князя Г. А. Потемкина на Севрской мануфактуре в 1779 году был выполнен знаменитый «Сервиз с камелиями», ставший шедевром европейского прикладного искусства. Основным элементом декора стали живописные медальоны с имитацией античных камей и изысканная парадная роспись.

Последний шанс: Успейте сделать ставку! Посмотреть все

К моменту изготовления этого сервиза на Мануфактуре было налажено производство твердого фарфора, поскольку в 1768 году недалеко от Лиможа были найдены залежи каолина. Предметы, сделанные на основе этого материала, открыли новые пластические и художественные возможности. Однако же мягкий фарфор по-прежнему не утратил своей популярности. На Севрской мануфактуре выпускали замечательные предметы как из твердого, так и мягкого фарфора.

Наряду с разнообразными сервизами, парадными вазами, часами, изысканными туалетными приборами, предметами мебели здесь производили декоративные фигурки. Мелкая пластика – это яркая страница в истории мануфактуры. В ранний период небольшие статуэтки, выпускали в подражании мейсеновскому фарфору. Из всевозможных фигурок составляли целые композиции, украшавшие парадные обеденные столы, консоли в гостиных, туалетные комнаты, включались в декор часов и мебели.

Севрский фарфор во все времена был национальной гордостью Франции, его прошлое и настоящее неотделимы друг от друга. Сегодня разрабатываются современные технологии, влияющие на качество фарфоровой массы. Современные мастера создают новые произведения, отличающиеся совершенством форм и выразительностью художественного решения, и в то же время большая часть предметов на производстве выполняется в традициях прошедших столетий, как дань памяти высокому стилю Севра.