Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892-1967) - одаренный художник, талант которой одинаково ярко проявился в различных сферах искусства - в станковой и театрально–декоративной живописи, в графике и декоративно-прикладном творчестве. Щекатихина-Потоцкая была одним из выдающихся мастеров советского фарфора, создав множество уникальных авторских произведений. Щекатихина-Потоцкая обладала непревзойдённым творческим даром и оригинальным художественным мышлением, ее имя было хорошо известно европейской публике по многим выставкам декоративно- прикладного искусства. В историю советской культуры она вошла как один из авторов знаменитого «фарфора» в стиле русского авангарда.
А. Н. Щекатихина-Потоцкая родилась 1892 году на Украине в городе Александровск, в семье, где любили традиционное народное искусство, и занимались творчеством или ремеслом. Дед был иконописцем и увлекался «лаковой миниатюрой», бабушка вышивала. Александра рисовала, мечтала поехать в Петербург в Академию художеств. Не пройдя по конкурсу в Академию, девушка поступила в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств и училась у знаменитых мастеров Н.К.Рериха, И.Я.Билибина, Я.Ф.Ционглинского, архитектора В.А.Щуко. Образование здесь было разнообразным, занятия были насыщенны практическими заданиями по графике, живописи и скульптуре. Самое главное для Александры было и то, что она могла заниматься любимым с детства декоративно-прикладным творчеством, которому в школе уделялось особое внимание. С большим вниманием Александра слушала лекции о древнерусской архитектуре, работала в ткацкой и керамической мастерских. Больше всего она любила делать наброски предметов интерьера, например, мебели, или бытовой утвари, рисунки тканей. За годы обучения она получила множество творческих навыков и в числе лучших студентов в 1911 году была отправлена в командировку в Европу. Александра знакомилась с западноевропейским искусством, путешествовала по Греции и Италии, в 1913 году решила приехать в Париж. Она поступила в академию Рансона, где ей посчастливилось учиться у М. Дени, Ф. Валлотона, П. Серюзье.
Вдохновленная новыми впечатлениями Александра возвратилась в Россию и погрузилась в творчество. За все, что бралась художница, получалось мастерски выразительно. Щекатихина-Потоцкая выполняла эскизы ковров и тканей, занималась майоликой, под руководством Н. Рериха расписывала церковь в Талашкине, а так же оформляла постановки петербургского «Старинного театра», делала эскизы костюмов для спектакля «Весна священная» И.Ф. Стравинского и оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Уже самостоятельно Щекатихина-Потоцкая оформила спектакли «Рогнеда» и «Тристан и Изодьда» для театра С. И. Зимина в Москве.
Предреволюционный период Щекатихиной-Потоцкой больше связан с традициями «Мир искусства». В 1915-1917 годах она участвует в выставках объединения со своими графическими работами, которые высоко оценивали критики. Ее ярко выраженная графическая манера рисунка наполняется цветом. Ее ранний изобразительный язык тяготеет к искусству символизма. Она часто обращается к образам древнерусской живописи, к красочности украинского народного быта, окружавшего ее с детства.