Штембер Виктор Карлович (или Штемберг) (1863-1921) – знаменитый портретист, живописец, объединивший в своем творчестве традиции академического и салонного искусства. Своеобразие его художественной манеры в умении сочетать классические живописные приемы с новейшими тенденциями времени, такими как модерн и символизм.
В. Штембер прославился еще и тем, что любил писать не только костюмированные женские портреты, но и блестящим умением обнажать натуру, представляю зрителю пикантную грацию женского тела. Активная выставочная деятельность Штембера, отличалась разнообразием. Для него были открыты парижские салоны, экспозиции Товарищества передвижных выставок, общества А. И. Куинджи и многие другие художественные общества Москвы и Петербурга.
В. Штембер родился в 1863 году в Москве в помещичьей семье обрусевших немцев. Он получил замечательное художественное образование. В начале 1880-х годов он учился в АХ как вольнослушатель, а потом поступил в МХУЖВЗ. Он был учеником Е. С. Сорокина и В. Е. Маковского и закончил училище с отличием.
В 1885–1887 годах Штембер жил в Париже и занимался в Академии Жюльена. Его учителя Вильям-Адольф Бугер и Антуан Роббера-Флери возлагали на юношу большие надежды, которые он успел оправдать. После учебы и путешествий по Европе Штембер обосновался в Москве.
К началу 1890 годов у него уже была своя студия, где он без устали творил портреты знатных дам, пейзажи и натюрморты, и вместе со своим другом Л. О. Пастернаком открыл школу рисования.
Он писал свои произведения в академическом салонном стиле, используя драпировки, аксессуары, нарядные костюмы. Одним из знаменитых произведений В. К. Штемберга был парадный портрет Баронессы Дарьи Евгеньевны Гревениц. Девушка изображена в роскошной черной шляпе, в светлом платье, перетянутого в тон головному убору широкой лентой. Баронесса сидит на открытой трассе на фоне романтического пейзажа, рядом с ней маленькая черная собачка. Художественное решение портрета отличается изысканностью и нежной цветовой гаммой, построенной на сочетании жемчужно голубых и серых тонов.
В том же стиле парадного салонного академизма написан портрет Александры Васильевны Балашовой с дочерью. Здесь как и в предыдущем портрете восхищает мастерство кисти художника и блестящее портретное сходство. Парадные мужские портреты художник писал на нейтральном фоне, но нарядность мундира или светского костюма всегда передавал по всем блеском и изяществом форм. В 1910 е годы В. Штембер был особенно востребован как портретист, его заказчиками были знатнейшие представители дворянских родов.
Знаменательным событием в жизни художника была его персональная выставка, устроенная им в Петербурге в 1913 году, к которой он долго и плодотворно готовился. Наряду с многочисленными пейзажами, натюрмортами, портретами испанских красавиц, неаполитанок, француженок, цыганок, В. Штембер представил московских и петербургских аристократок.
Однако же главным украшением выставки были портреты членов императорской семьи.
В. Штемберг имел большой успех в светских кругах, но в чем он был истинным мастером – это в изображении женского тела. Его образам была свойственна идеализация красоты и совершенства форм. В изображенных художником девах чувствовался и легкий трепет и нежная томность, таинственность и откровенность неги.
Штембер писал своих обнаженных красавиц с натуры, создавая собирательные образы лесных нимф или богинь олимпа, давая картинам такие названия как «Сон», «Ева», «Вакханка», «Обнаженная с ирисами», «Девушка в лесу». Трепет жизни, который буквально осязаем, художнику удалось передать и путем великолепно переданной световоздушной среды.
Художник писал своих моделей на лоне природы, так яснее и естественнее передавая гармонию человека и окружающей среды. В историю русского искусства В. К. Штембер вошел как портретист, работающий в духе салонного академизма.
Произведения художника, отличающиеся мастерством исполнения и изысканностью художественного решения, хранятся в музеях и частных собраниях.