Энциклопедия
Шухаев Василий Иванович
русский живописец, график

Шухаев Василий Иванович (1887 – 1973) – талантливый русский живописец, график, иллюстратор, педагог, член общества «Мир искусства», профессор живописи, рисунка и декоративного искусства. В. И. Шухаев принадлежал к поколению художников- приверженцев неоклассицизма, служивших закону возрождения красоты. Обращение к наследию древности и к искусству старых мастеров в поисках истинной гармонии было определяющим критерием их стиля. Итогом творческих исканий в этом направлении стало художественное объединение «Цех живописцев св. Луки» - детище В. Шухаева, А. Яковлева и Д. Н. Кардовского.

Шухаев Василий Иванович, художник

Искусство неоклассицизма ХХ века стало отражением идеалов античности. Горделивые кариатиды и атланты когда-то поддерживали карнизы древнегреческих храмов, а особняк Фирсановой в Москве на Пречистенке украсили грациозные музы, исполненные А.Е. Яковлевым и В.И. Шухаевым. Не оставляет равнодушными диалог Бога времени и Бога торговли на живописном плафоне здания Казанского вокзала, над оформлением которого работали друзья художники в начале ХХ века.

В. И. Шухаев был ярким представителем неоклассицизма. Он учился в строгановском училище в Москве, но, пожалуй, самый важный художественный опыт он получил в мастерской Д. Н. Кардовского в Академии художеств. Поездка в Италию в 1913–1914 и знакомство и живописью старых мастеров окончательно определило его верность классическим идеалам.

В Италии Шухаев собирал материал для своей картины «Поклонение волхвов», писал и другие картины на библейские сюжеты. Самой значительной работой, выполненной в неоклассическом стиле, стала картина «Полк на позициях» (1917). Произведение создавалось на заказ, и не было закончено, однако же, ее замысел был очень актуален. Эта картина, написанная в традициях средневекового искусства, воспринималась как альтернатива супрематизму К. Малевича. В. Шухаев хотел обратить внимание на проблему утраты гармонии в современном искусстве, напоминая, что эталоном совершенства всегда был Ренессанс. Свою картину он задумал как портрет своего поколения, построив «хоровую композицию». Он написал групповой портрет офицеров, расположив их на фоне живописного пейзажа с облаками и зеленым холмом. Готовясь к этому произведению, он создал множество эскизов - выразительных портретов персонажей картины с пояснениями на полях в технике сангины, угля и белил. Шухаев был великолепным рисовальщиком, блестяще владел всеми техниками графики. Что касается сангины, то этим материалом он владел в совершенстве, во многом благодаря академической школе Д. Н. Кардовского.

В портретах своей жены, написанных в Риме, В. Шухаев штудирует технику старых мастеров. Он пишет их на дереве, прокладывает золотой фон по силуэту фигуры и мастерски доводит произведение до совершенства техникой лессировок.

После возращения В.И. Шухаева в Петроград портрет становится одной из главных тем творчества, в котором он развивает свой поиск идеала красоты и внутренней гармонии человека. Традиции средневековой живописи он берет за основу своих работ. В. Шухаев много работает как художник- монументалист, занимается оформлением интерьеров храма (церковь Св. Николая в Италии), частных особняков и общественных построек, а также участвует в убранстве города к первой годовщине Октября. В 1918–1920 годах художника пригласили оформить оперу «Золото Рейна» и спектакль «Четыре сердцееда» в театре Народный дом.

Особое место в творчестве В. Шухаева занял пейзаж. Художник обратился к этой теме во время пребывания в Финляндии, где он жил в 1920 году. Он пытался проникнуть во внутренний мир природы. Его пейзажи полны философских размышлений, и по своему характеру находятся на грани изучения натуры и игры воображения. В 1921 году В. Шухаев уехал во Францию. Этот французский период, продлившийся около тринадцати лет, был самым плодотворным и важным в его судьбе. Он создал более ста живописных картин, рисунков, делал эскизы для театров, занимался книжной иллюстрацией и монументально-декоративными работами. В. Шухаев писал много пейзажей, отличавшихся панорамными видами. Особенно привлекательны в этом отношении пейзажи Коллиура с живописными бухтами, маленького рыбацкого поселка, находящегося на границе с Испанией, пейзажи Кассиса. Работы отличаются классической композицией и цветовой гаммой, которая в некоторых работах переходит в так называемый «музейный колорит».

К портрету у Василия Ивановича всегда был тоже классический подход, он делал множество подготовительных рисунков и эскизов, изучая модель, но никогда не стремился к слепому подражанию натуры. В. Шухаеву были интересны неожиданные ракурсы и выразительные силуэты, а в лицах он искал неповторимые характерные особенности. Его портреты аналитические, проницательные: «Портрет С. Н. Андрониковой в красных чулках», «Портрет Ф. Шаляпина», «Портрет Н. Л. Слонимского», «Портрет Анна Павловой», «Портрет Прокофьева». К 1920–1930 - м годам относятся и, мастерски выполненные, жанровые картины «Моющаяся женщина», «Купальщицы», «Шляпа и зонтик», «Контрабас Амати», «Иосиф и жена Пантефрия».

Когда В. И. Шухаев вернулся в 1935 году в Россию, он был полон планов заняться творчеством, продолжать сотрудничать с театрами. Однако, его, как и многих других эмигрантов, вернувшихся на Родину, ждала другая Россия, готовившая им не добрый прием. В 1937 году художник был арестован вместе с женой по сфабрикованному делу - обвинение в шпионаже, и выслан на Колыму. После девяти лет лагерей В. Шухаев с женой получили освобождение, и в 1947 году поселились в Тбилиси. Его пригласили преподавать живопись и рисунок в Тбилисскую Академию художеств, где он с успехом преподавал и передавал свое уникальное мастерство молодому поколению художников.

В. И. Шухаев был мастером высочайшего уровня, человеком безупречного вкуса и богатой фантазии. Его художественное наследие представляет собой яркое явление в русском искусстве, его работы имеют мировую известность и огромную коллекционную ценность. Картины и рисунки В. И. Шухаева находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.