Энциклопедия
Сверчков Николай Егорович
знаменитый русский художник

Сверчков Николай Егорович (1817-1898) - знаменитый русский художник, жанрист, скульптор, автор батальных и исторических картин, анималист, портретист. Н. Е. Сверчков – художник, который достиг в изображении лошадей редкого мастерства и образной выразительности, во всем многообразии этого анималистического жанра. Он создал свой неповторимый стиль, который был узнаваем.

Сверчков Николай Егорович, художник

Творчество Н. Сверчкова притягивало внимание любителей искусства, критиков и любителей искусства. Популярность работ Н. Сверчкова породило волну желающих копировать и подделывать его произведения. Вероятность появления на антикварном рынке фальшивых произведений есть и сегодня. По сравнению с экспертизой прошлого столетия, в настоящее время распознать подделку становиться проще. Технологическая экспертиза дает превосходные результаты в проведении анализа на подлинность произведения. Лучшие произведения Н. Е. Сверчкова украшают теперь выставочные залы и картинные галереи, хранятся в музейных и частных собраниях. Н. Е. Сверчков родился в 1817 году в Петербурге в семье смотрителя императорских конюшен. Юноша с детства полюбил лошадей и помогал отцу ухаживать за ними. Его увлечение проявлялось не только в заботе о лошадях, но и в желании рисовать их. Он великолепно разбирался в породах лошадей, знал их повадки. Каждый день, наблюдая за этими грациозными животными, он развил наблюдательность, способность быстро на лету схватывать особенности поведения своих своенравных моделей. Судьба юноши, казалось, была определена. Родители, трепетно относившиеся к его увлечению рисунком, определили Николая в воспитательное училище при Академии художеств. Из-за слабого здоровья мальчик выдерживал многих дисциплин, и вскоре был переведен в типовое учебное заведение общественных наук. После получения диплома Сверчков некоторое время служил в департаменте Министерства внутренних дел. Желание стать художником не покидало юношу, в свободное от службы время он продолжал рисовать. В 1839 году Н. Е. Сверчков участвовал в академической выставке, и имел большой успех. За представленные работы «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой», «Портрет девицы Сверчковой» он получил звание свободного художника портретной живописи. Оставив чиновничью службу, Сверчков поступил на должность художника на Чесменский и Хреновский конные заводы, самые крупнейшие на тот момент. Возможности для творчества открывались здесь перспективные. Эта непосредственная близость к натуре давала возможность развить мастерство в изображении лошадей до совершенства. Об этом мы можем судить по большой галерее породистых лошадок, выполненных с блестящим мастерством. Такое разнообразие пород и убедительность в передачи их особенностей, зрители видели впервые.

Популярность Сверчкова росла с той же быстротой, что и его мастерство. Крупнейшие коннозаводчики буквально заваливали его заказами. Среди заказчиков были такие своенравные вельможи, которые хотели видеть портреты своих любимых жеребцов в своих личных покоях, а также стремились украсить свой интерьер конными парадными портретами. Сверчков подолгу своей службы путешествовал по городам России, забирался в глухие уголки русской провинции, проникался атмосферой народного быта, много писал с натуры. Сверчков продолжал периодически показывать свои работы на академических выставках, всегда находил немало поклонников своего творчества, и со стороны критиков искусства так же получал одобрение.

В 1840-е годы Н. Сверчков увлекся литографией. Он был превосходным рисовальщиком и его графические работы отличались точностью и выразительностью линий. В 1844 году он получил большой заказ от издательства «Дациаро» на цикл уличных и дорожных сцен «Эскизы русского"», а два года спустя начал работу издательства Фельтена. Выпущенный им «Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым» был в то время очень популярным. Сегодня этот альбом не менее популярен, имеет не только художественное, но и историческое значение. Все листы из серии сопровождаются подробными надписями. Резец мастера был лаконичен. Фон произведения нейтрален, почти всегда один и тот же. Фигура лошади - в центре композиции. Все внимание художник уделяет достоверности изображения, выявлению особенностей той или иной породы, уточнению анатомических особенностей, проработке деталей. Поражает блестящее знание пропорций и почти фотографическая точность рисунка.

В историю русского искусства Н. Е. Сверчков вошел как автор жанровых сцен, иллюстрирующих нам события из городской и провинциальной жизни России. Сверчков умел найти характерные особенности в характерах своих современников и представлял яркие типажи. Особенно хорошо удавались художнику динамичные сцены, в которых и люди и лошади взаимодействуют в едином порывистом ритме: «Наперегонки», «Из конюшни», «Всадник», «Возвращение с охоты». Любуясь картинами Сверчкова, поражаешься с какой трогательностью, и даже, сентиментальностью он изображает лошадей, наделяя их портретными чертами. Это придавало необычайную живость и одухотворенность его героям. Очень тонко с ювелирной изысканностью, написаны художником «Две птицы на розе» (1888) в смешанной технике. Такие небольшие по размеру работы художник выполнял довольно часто. Их заказывали и приобретали в качестве эксклюзивных подарков. Большое место в творчестве Н. Сверчкова занимают картины со сценами охоты полные динамики: «Охота на волка», «Охота в Ропше», «Охота на лису», «Псовая охота».

Сверчков и сам был заядлым охотником, знал все тонкости это дела. Особенно любил Н. Е. Сверчков поездки в Карабиху ярославской области в имение Н. А. Некрасова, с которым дружил и охотился. Особенный колорит русской жизни передают его тройки, скачущие по снежным просторам, проселочным дорогам, вдоль Невы. Именно за свою картину «Помещичья тройка» художник в 1852 году получил звание академика, а в 1855 году стар профессором, представив на суд академии картину – «Дорожные».

Талант Н. Е. Сверчкова проявился и в портретном жанре, когда он писал портреты жены, заказные парадные портреты и портреты представителей государственной службы, военных, царствующих особ: «Император Николай I» «Царь Александр III и кайзер Вильгельм», Конный портрет Алекандра III» (1883), «Портрет императора Александра II». Художник изображал портретируемых верхом на лошадях, в каретах, в экипажах.

После того как Н. Е. Сверчков в 1860-е годы стал выставлять свои картины на всемирной выставке в Париже о нем узнали и в Европе. Его дар анималиста был отмечен премиями и наградами, у него появились заказчики и среди европейских любителей искусства. Известны картины Сверчкова на темы отечественной истории XV-ХVI веков. Он повествует о событиях из жизни Ивана Грозного и царя Алексея Михайловича. Работы отличаются цельностью замысла и документальной достоверностью, мастерством исполнения и блестящей характеристикой исторических персонажей.

Творчество Н. Е. Сверчкова многогранно и уникально в художественном, культурном аспектах. Произведения имеют большую коллекционную ценность.