Энциклопедия
Табанин Владимир Игнатьевич
заслуженный художник России

Табанин Владимир Игнатьевич – заслуженный художник России, талантливый живописец, график, автор монументальных произведений, мозаичных и витражных панно. В. Табанин человек яркого творческого темперамента, как художник он многогранен и оригинален в своей изобразительной манере. В его работах есть дань традиции русской школе живописи, переосмысленный опыт импрессионистов и новаторский метод созидания живописной фактуры.

Табанин Владимир Игнатьевич, художник

В. Табанин родился в 1934 году в городе Шенкурске Архангельской области, с девства замечательно рисовал. Один из ранних рисунков – портрет матери он сохранил, и этой работой открыл свою ретроспективную юбилейную выставку в 2014 году. Первая трудовая профессия – каменщика помогла осмыслить, ощутить фактурность и материальность натуры, объем и форму предметов в их естественных, физических измерениях. Его отец гордится тем, что сын нашел свое дело, а его увлечение искусством не поддерживал. Но Владимир думал по-другому, к своей «денежной» профессии Табанин относился творчески и с юмором, пожертвовал ею ради своего истинного призвания – стать художником.

В 1966 году окончил АХ СССР, до 1970 года учился у профессора А.А. Мыльникова в творческой мастерской, в 1972 году стал членом Союза художников России и постоянным участником выставок. Учеба в Академии художеств окрылила юного художника, но в нем всегда был твердый стержень и уверенность в самостоятельном выборе творческого пути. Владимир Табанин работал и работает во всевозможных техниках и материалах, не замыкается в рамках одного стиля или художественного образа. Он мыслит глобально и широко, выстраивая эмоциональный строй и пластический каркас своих идей. Его творческая энергия берет начало от яркого впечатления, которое потрясает до глубины души и провоцирует на деятельность.

В начале своего творческого пути Табанин уехал на Кубу со своей первой женой кубинкой. Пребывание на Кубе, этом экзотическом, и закрытым для всех острове, подарило художнику много вдохновения, творческой свободы и совершенно иного восприятия цвета и формы, а главное - переосмысления классических основ. От того яркого периода жизни на Кубе у Табанина сохранилась картина - семейный портрет. Произведение пронизано национальным колоритом и торжественной атмосферой в день, когда жители Гаваны, собравшиеся на площади, слушали речи Фиделя Кастро. К тому же периоду относиться еще одна картина – «Домик Хемингуэя».

Еще один яркий период жизни и творчества В. Табанина был связан с Парижем, куда он уехал со своей второй женой француженкой. Во Франции он почувствовал другой вкус жизни, окунулся в атмосферу художественной богемы, он много писал, увлекся творчеством импрессионистов. Знакомство с французским искусством обогатило его живопись не только новыми красками, но и более совершенными и свободными техническими приемами. В. Табанин не мог долго оставаться в Париже и вернулся в Россию, жил и работал в Ленинграде, а теперь в Петербурге.


Творчество В. Табанина представляет собой яркое художественное явление в современном искусстве. Его независимость и авторская индивидуальность дают истинную свободу для творчества, приподнимают его над обыденностью. Живописным произведениям художника присуще яркое мажорное звучание, тонкий колорит и смелый темперамент кисти. В. Табанин художник мастерски использует свою красочную палитру, каждый мазок которой на холсте преображается в удивительную энергию. В своих натюрмортах и пейзажах художник смело сочетает голубые, ультрамариновые, фиолетовые, желто-коричневые, красноватые тона, добиваясь напряжения и выразительности цветовых аккордов. Красочный слой его работ многослоен, мазки пластичны и корпусны. Из этой живой подвижной фактуры, напоминающей мозаику, вырываются реалистические и ирреалистические образы, фантастические фигуры.

В. Табанин великолепный пейзажист, тонко чувствующий натуру, работающий в реалистической традиции, мастер портрета, замечательный рисовальщик, керамист. Каждый новый период творчества не похож один на другой, художнику удается быть разным, неповторимым и многоликим. При всем многообразии его творческого гения в историю петербургского искусства Владимир Табанин вошел как художник - монументалист. В его арсенале множество выразительных произведений работ: мозаичные и керамические пласты, выдающееся панно на фасаде питьевой галереи в Пятигорске, яркие витражи в Кандалакше, Заинске и Бузулуке; керамические работы в гостиничном комплексе. В. Табанин как мастер монументалист много работал в Петербурге, создал более восьмидесяти керамических пластов для Кораблестроительного института; был автором декоративного панно во Дворце спорта «Юбилейный», сделал витражи в кинотеатре «Ленинград», и в Военно-медицинской академии, а также панно в технике керамики для Института Арктики и Антарктики.

Произведения В. Табанина всегда тяготели в большой картине, к большому формату и эпической теме. Особый интерес для искусства представляют его монументальные полотна «Троица» «Иисус Христос» и «святой Георгий Победоносец», 2008 года, составляющих триптих, затем - знаменитая серия работ «Уходящий ХХ век». В. Табанин остро чувствует время, и блестяще передает свое отношение к нашей недавней истории, дает почувствовать настроение современной эпохи в своих картинах: «Геракл» 2015, «Черный квадрат» 2011, «Автопортрет» 2012, «Танцы под Матисса» 2016, в «В Толпе» 2013.

Творчество В. Табанина высоко оценено искусствоведами и коллекционерами всего мира, его работы украшают залы картинных галерей и музеи. Художник полон творческих планов, и знаменательных встреч.