Энциклопедия
Трескин Анатолий Владимирович
петербургский художник

Трескин Анатолий Владимирович (1905-1986) – петербургский художник, тонкий лирический живописец, автор графических работ и рисунков, народный художник РСФСР, известный своей реставрационной деятельностью; с 1938 года состоял в СХ, стал лауреатом Госпремии, награжден орденом Красной Звезды (1944 г.).

художник Трескин Анатолий Владимирович

А. Трескин родился в 1905 году в Ленинграде. Талант художника проявился еще в детстве. Желание научиться профессионально рисовать побудило юношу поступить в Ленинградский художественно-промышленный техникум при ВХУТЕИНе. Его учителями были талантливые педагоги В. Н. Кучумов, В. А. Кузнецов и Д. И. Киплик, принадлежавшие к удивительному поколению мастеров ленинградской школы живописи. А. Трескин с большим уважением относился к творчеству своих учителей и всегда плодотворно работал над заданными темами. Он очень гордился своей профессией художника монументальной живописи и еще во время учебы на четвертом курсе под руководством с Д. И. Киплинга реставрировал плафон в Малом зале Консерватории. В 1930-е годы участвовал в реставрации Строгановского, Шуваловского, Юсуповского дворцов в Петербурге, в галерее Гонзага в Павловске. В те же годы оформлял интерьеры дворцов культуры, санаториев, домов отдыха. А. Трескин расписывал стены по заданной тематике, но всегда вносил в композицию творческое начало. В 1935 году он делает ряд живописных панно в Аничковом дворце по госзаказу.

В годы войны А. В. Трескин не расставался с творчеством, работал художником Балтийского флота во время блокады. «Всё для фронта, всё для победы!» – с этим боевым настроением он и его коллеги по кисти создавали плакаты, листовки, портреты героев войны. Наряду с портретами А. Трескин делал многочисленные натурные зарисовки и писал картины на военную тематику: «Снайпер на подступах к Ленинграду», «Партизаны», «Герои Ленинграда», «Возьмите!», «Портрет красноармейца». Характер работ, почти документальных по содержанию, передает отношение автора к происходящим событиям. Его главная задача – правдиво рассказать современникам и потомкам о мужестве защитников Ленинграда. Глядя на эти работы, удивляешься выразительности изобразительного языка мастера, красноречивого и пронзительного.

Последний шанс: Успейте сделать ставку! Посмотреть все

После войны Трескин возвратился к реставрационной деятельности, принимал участие в восстановительных живописных работах в Мариинском и Михайловском театрах, в залах Эрмитажа и Русского музея, в интерьерах дворцов Ораниенбаума и Царского села, выезжал реставрировать храмы в Великий Новгород. В 1950-1970 годах руководил работами по реставрации росписей Павловского дворца. А. В. Трескин был талантливым живописцем и мастером рисунка, виртуозно владел не только кистью, но и карандашом. Сред его работ много пейзажей природы, в которых он раскрывается как тонкий лирик, передающий свое впечатление от натуры через богатую палитру красок: «Набережная Лейтенанта Шмидта», «Шувалово» (1930), «На заливе» (1930), «Весной в деревне» (1950-е). Даже в небольших этюдах художника чувствуется цельность композиции, где с каждым ударом кисти усиливается выразительность живописного фрагмента. Его вдохновлял любой, пусть даже будничный мотив, в котором находил гармонию и естественную красоту.

А. В. Трескин был автором живописного и графического портрета. Выразительностью образов отличаются портрет Мариэтты Шагинян, выполненный в смешанной технике, и карандашный портрет Рудольфа Нуреева 1960-х годов. Художник блестяще передает внешность и характер моделей. Живописные портреты Леонида Трофимовича 1930-х годов, трогательный портрет девочки Ганночки, портрет жены художника 1936 года написаны в традициях реалистического жанра, в котором сила образа не уступает художественному решению. Свои автопортреты Трескин писал в стиле старых мастеров XVIII-XIX веков, на фоне драпировок, как у Д. Г. Левицкого, или из мерцающего сумрака, как у О. А. Кипренского. В работах чувствуется авторская ирония и блестящее знание истории искусства, которые помогали автору справиться с любой живописной задачей.

Натюрморты А. Трескина близки живописи малым голландцам. Мастерство кисти художника здесь проявляется и в блестящей композиции, и в умении передать сложную фактуру предметов и необычайную свежесть фруктов и цветов. Художник тщательно прорабатывает детали и стремится к декоративной выразительности изображения. 

Творчество А.В. Трескена многогранно, в нем есть жизнеутверждающее начало и нотки патриотизма, и желание нести своим искусством добро.