Троица ветхозаветная – один из знаменитых библейских сюжетов, рассказывающий о посещение праведников Авраама и Сарры Христом в образе трех путников, трех ангелов, воплощавших его сущность. Ангелы представлены в образах безбородых юношей с нимбами над головой, облачённых в хитоны, внешне очень схожих между собой. Они сидят за столом, погрузившись в свои мысли, занятые тихой беседой или смотрящие на Авраама.
Непревзойденным шедевром древнерусской иконописи стала икона «Троица » Андрея Рублева, которая послужила образцом для нескольких поколений иконописцев. Кроме художественных достоинств икона обладала глубочайшим философским смыслом, воплощением главного догмата христианства. Три ангела, сидящие за столом, стали символом совершенства и гармонии. Из всего пышного убранства стола, и описания даров Аврамовых, здесь только евхаристическая чаша, как символ жертвенности. Она объединяет героев в одно композиционное целое, делает их единой неразрывной сущностью. Ничто не отвлекало стоящих у иконы великого иконописца от сокровенной молитвы. В своем роде Троица Рублева - это уникальное произведение, по сравнению с которым предыдущие изображения воспринимались как дань библейской традиции.
В XVI веке появляется много новых вариаций сюжета Троицы Ветхозаветной различных и по композиционному и по колористическому решению, имеющих целый ряд выразительных символов и атрибутов. Есть примеры, когда композиция вытянута по диагонали и теряет свою устойчивость. На примере икон XVII века можно заметить, что авторы большое внимание уделяют подробностям сюжета, деталям интерьера или убранства стола, за которым восседают ангелы, а также изображению второстепенных персонажей: Авраама, Сарры и их слуг, хлопочущих о достойности приема божиих посланников; часто здесь встречается сюжет, где они закалывают тельца. По сравнению с иконой Андрея Рублева повествование здесь более красноречиво и многословно.
Еще одним шедевром иконописи XVII века можно назвать «Троицу», написанную Симоном Ушаковым в 1671 году. В композиции иконы чувствуется влияние Рублёвской троицы. Однако, что касается трактовки сюжета, то он далек от строгих догматов предыдущего периода, здесь более отчетливо проявляются европейские традиции и более реалистическая манера письма. Он великолепно прописывает детали, создает архитектурный фон, большое значение уделяет натюрморту стола, за которым сидят ангелы. В иконах XIX века появляется большая свобода в выборе трактовок сюжета, близкого к европейской или же, наоборот, к древнерусской традиции. Если в более ранних иконах ангелы сидят строго по центру и связаны единым композиционным ритмом, то в более поздних изображениях композиция может быть смещена в ту или иную сторону. Авраам изображался, сидящим рядом с ангелами за столом, или у его подножья с дарами в руках. Его жена Сарра - находилась рядом, или выглядывала из-за занавески своей комнаты. Большое внимание здесь уделялось живописной выразительности иконы, а также эмоциональной характеристике образов, которые иногда даже приобретают портретные черты.
Без иконы Ветхозаветной троицы невозможно представить себе ни один православный храм. Этот святой образ – один из самых почитаемых верующими. Иконография этого сюжета всегда представляет огромный интерес для исследований, коллекции музеев России пополняются теми редкими новыми уникальными произведениями, которые раскрывают реставраторы, изучают искусствоведы. Коллекционирование икон с давних времен было увлекательным делом любителей религиозного искусства. К числу частных собирателей икон присоединяются все новые и новые ценители старины.