Тюленев Виталий Иванович (1937-1997) - талантливый художник, самобытный живописец, яркая творческая личность из знаменитой группы «Одиннадцать», получивший звание заслуженного художника РСФСР.
Тюленев родился в 1937 году в Ленинграде. Талант юноши проявился в детстве, когда он с увлечением рисовал все то, что видел вокруг. Уже тогда было понятно, что Виталий одарен чувством композиции и цвета.
С 1949 года В. Тюленев учился в ленинградской средней художественной школе, а потом поступил в институт им. И. Е. Репина на факультет живописи. Его учителями были замечательные педагоги – Е. Моисеенко, а после получения диплома Тюленев учился в творческой мастерской В. Орешникова. Это были шестидесятые, времена надежд и творческих открытий. С самой юности Тюленев был в центре студенческой жизни, участвовал в молодежных выставках. Его дебютом стал выставочный проект, посвященный спорту в искусстве (Москва, 1963). Ранний период творчества был связан с традициями школы Моесеенко, с его новаторскими методиками в работе с натурой и цветом. Тюленев писал натюрморты, портреты, пейзажи в реалистической традиции, но уже тогда в его живописи наметился творческий поиск.
В 1966-1972 годах Тюленев преподавал в Академии и в свободное время занимался творчеством. Живопись и желание обрести большую свободу в творческом поиске все больше увлекали его. В начале семидесятых он находит своих единомышленников и объединяется с ними в знаменитый союз «Одиннадцать».
В 1972 году Тюленев оставил академию, всецело посвятил свою жизнь осуществлению творческих планов. В этом же году состоялась легендарная выставка группы «Одиннадцать», изменившая жизнь многих ее участников. Это смелое решительное выступление против официального искусства привлекло к себе внимание зрителей. Свобода выражения своего мироощущения, тонкий и психологический образ главного героя, воплощенного в философском контексте и благодатная тема гармонии человека и природы – вот путь для развития искусства, который был предложен участниками группы «Одиннадцать».
Творчество Тюленева, начиная с 1970-х годов, представляет собой яркий мир новых образов. Главная тема его будущих произведений тянулась из детства, была связана с увлечениями и мечтами его юности. Он рисовал в своем воображении романтические образы, которые были ему очень дороги. Воплощать их в творчестве было самым большим счастьем. Его идеалами по-прежнему были красота окружающего мира, свобода самовыражения и возможность фантазировать.
Традиционный стиль живописи, который был характерен для раннего творчества Тюленева, сменился придуманными сюжетами, героями из детских и юношеских грез. Произведения В. Тюленева привлекают внимание необычайно тонким колоритом, неповторимой манерой письма и выразительностью цветовых созвучий. Ночные бабочки, ангелы, фигуры обнаженных натурщиц и контуры деревьев теряют свои очертания, словно растворяясь в зыбкой дымке. Картины Тюленева – это воспоминания о детстве, о своих родителях, о гармонии человека и природы, о тайнах мироздания. Свои собственные автопортреты он пытается завуалировать под условный образ- «Автопортрет со свечами», «Разговор с матерью», «Полночь». В 1990-х годах в его работах все явственней чувствуются переживания об окружающей действительности, о потере общества вечных ценностей. Пожалуй, ярче всего тема безысходности нашла выражение в картине «Полночь». Из сумрака ночи на нас смотрит бродяга с серьгой в ухе. Кто он? Кочующий цыган, бродяга, случайный прохожий? Тюленев создал образ человека, потерявшегося во времени, но трепетно прижимающего к себе дом со светящимися окнами, как символ любви, гармонии и семейного счастья.
Творчество Виталия Тюленева многолико и самобытно в своем художественном воплощении. Его работы находятся в крупнейших музея России и в частных коллекциях по всему миру.