Энциклопедия
Вениг Карл Богданович
исторический живописец

Вениг Карл Богданович (1830-1908) - исторический живописец, автор жанровых картин, академист, профессор исторической и портретной живописи в Императорской Академии художеств.

К.Б. Вениг родился в 1830 году в Ревеле в многодетной семье известного музыканта Готлиба Фридриха Венига. Творческая атмосфера семьи способствовала развитию у детей стремления к художественному образованию, которое Карл получил в Императорской Академии художеств, где его наставником стал профессор Ф.А. Бруни. По окончанию учебы Вениг в качестве пенсионера АХ поехал в Рим изучать средневековую живопись. Около шести лет провел художник в Италии.

Вениг Карл Богданович, художник

Знакомство с искусством и эстетикой Ренессанса положило начало библейскому циклу работ, центральной из которых стала картина «Положение во гроб». Произведение было написано по канонам классицизма, выражавшихся в строгости композиционного решения и торжественно- эмоциональной цветовой гамме. В центре холста – фигура Христа с предстоящими. Перед нами момент прощания, когда Христа только что сняли с креста и готовятся положить во гроб. Настроение общей печали и скорби объединяет присутствующих. Как убедительны образы представленных героев, как величественны и монументальны их фигуры на фоне тающего в сумерках пейзажа. За эту картину, представленную в 1860 году на академической выставке, К. Вениг получил звание академика, а два года спустя за полотно «Ангелы возвещают погибель городу Содому» был удостоен звания профессора.

Библейская тема получила развитие в произведениях праздничного цикла: "Рождество Богородицы", "Успение", "Распятие".

В историю русского искусства Вениг вошел как исторический живописец и автор жанровых сюжетов. Знаменитой картиной стало полотно «Последние минуты Дмитрия Самозванца» (1879), где представлен легендарный момент бегства Лжедмитрия из царских палат. Перед нами оживленная сцена: боярин Петр Басманов эмоциональным жестом указывает Дмитрию единственный путь спасения – через окно. Медлить нельзя. Толпа возмущенного народа и стрельцов вот-вот должна ворваться в покои царя-самозванца. Картина отличается мастерством исполнения и убедительной трактовкой образов. Художник блестяще передал колорит того времени через костюмы и облик персонажей, восстановил интерьер царских палат. Созданию картины предшествовала большая работа с архивными материалами и литературными источниками. Образ Лжедмитрия привлекал художника. Этой теме он посвятил еще одно произведение, ставшее очень известным -«Григорий Отрепьев перед польским королем Сигизмундом». Цветовой строй картины отличается яркостью и звучностью красок. Этот выразительный аккорд желтого, синего и красного подчеркивает эмоциональный накал представленного сюжета. 1880-е годы стали периодом расцвета творчества К. Венига.

Великолепным примером жанровой картины стало другое знаменитое произведение Венига - «Кормилица пришла навестить своего больного ребёнка», (1886). Действие картины происходит в бедной крестьянской избе, покой которой нарушен появлением гостей. Композиция разворачивается здесь по принципу театральных кулис: в центре нарядно одетая крестьянка, склонившаяся над колыбелью младенца. У нее на руках еще один младенец, а рядом стоит девочка подобно куколке в светлом платье и шляпке. Главные герои сюжета выделены ярким цветовым аккордом синего, белого и фиолетового тонов, интерьер избы дан художником в коричневато–серых монохромных тонах. Вениг намеренно вводит здесь этот цветовой контраст, чтобы подчеркнуть драматизм сюжетной линии.


Известная картина «Иоан Грозный и его мамка», была написана под влиянием романа А. К. Толстого «Князь серебряный». Произведение, полное драматизма и эмоционального напряжения, стало результатом философских размышлений автора об истории России. К. Б. Вениг был талантливым портретистом, создал замечательную галерею женских образов.

Одним из известных произведений стала картина «Русская девушка», написанная в 1889 году. Героиня изображена в национальном костюме, расшитой соболем душегрейке и в нарядном головном уборе. Боярышня стоит, подбоченясь, и лукаво улыбается зрителю. Работа отличается простотой и лаконичностью композиции, точной проработкой деталей и гармоничной цветовой палитрой. Образ русской красавицы передан автором с большим мастерством и артистизмом.

Творчество К. Б. Венига, связанное с традициями декоративно- прикладного искусства, занимает одну из ярких страниц в истории русской живописи, его картины имеют большую художественную и коллекционную ценность.